«Временная бедность» философов-стоиков и другие тренировки, пока жизнь не доставляет хлопот
Стоицизм — философия весьма требовательная. Она предполагает, что в каждый момент действительности вы будете проявлять свое высочайшее «я». Что научитесь фокусироваться лишь на том, что контролируете, а остальное будете принимать как должное. Что распозна́ете свою силу относиться к событиям своей жизни в конструктивном ключе и возьмете на себя ответственность за собственное процветание.
Ниже — одна из практик философов-стоиков из книги Йонаса Зальцгебера «Стоицизм для нашего времени». Задача описанных в книге практик — помочь читателю стать личностью, которая готова справиться с любыми жизненными трудностями и ситуациями.
Добровольный дискомфорт
Ни мощный бык, ни благородный муж не являются таковыми от рождения. Благородный муж тренируется суровыми зимами и готовит себя к испытаниям, а не устремляется безумно вперед, когда ситуация ему не по плечу.
— Эпиктет
Итак, приступим к суровым тренировкам. Стоики не ограничивались одной лишь негативной визуализацией: вместо того чтобы только представлять трудности, они намеренно искали испытаний!
Они советовали время от времени терпеть разного рода неудобства, чтобы легче было справляться с ними в будущем. Речь, конечно, не о том, чтобы наказывать себя с помощью хлыста или чего-то в этом роде. Их тренировки были направлены на развитие выносливости и самоконтроля. Подобная практика приглушает жажду материальных накоплений, позволяет должным образом оценить то, что у вас уже есть, и учит вас без потерь выходить из затруднительных ситуаций.
Итак, рассмотрим три формы добровольного дискомфорта.
1. Временная бедность. Сенека рекомендует хотя бы два-три дня в месяц жить как бедняк: «Ешь немного и самую простую пищу, ходи в грубой и залатанной одежде, повторяя себе неустанно: не то ли это состояние, которого я так боялся?»
Проявите творческую смекалку. Один день в неделю пейте только воду. Одну неделю в месяц питайтесь на самую скромную сумму. Попоститесь день-два время от времени. Носите какое-то время старую одежду. На месяц урежьте все свои траты. Если любите экстрим, проведите ночь под мостом.
2. Сознательно ставьте себя в дискомфортное положение. Пусть вам послужит примером Катон Младший. Он был сенатором в эпоху поздней Римской республики и рьяным приверженцем стоицизма. И он добровольно обрекал себя на дискомфорт. Катон разгуливал по Риму в необычной одежде, вызывая насмешки окружающих. И в дождь, и в жару он ходил босиком и без головного убора. И не позволял себе никаких излишков в еде.
Почему бы и вам не поступать сходным образом? К примеру, оденьтесь полегче в холодную погоду, зная, что можете слегка замерзнуть. Представьте, что в кровати у вас полно пауков, и поспите ночь на полу. Вообразите, что в кране нет горячей воды, и примите холодный душ. Представьте, что машина у вас не на ходу, и воспользуйтесь общественным транспортом.
В армии для этого существует специальная поговорка: «Без дождя нет и тренировки». Вот и вы отправьтесь на пробежку, потому что идет дождь.
3. Намеренно пренебрегите удовольствиями. Вместо того чтобы ставить себя в дискомфортное положение, просто пренебрегите удовольствиями. Откажитесь от возможности съесть пирожное — не потому, что это вредно, а потому, что вы намерены повысить уровень самоконтроля и испытать определенный дискомфорт. Выключите телевизор, когда будет играть ваша любимая команда. Не сходите разок на вечеринку с друзьями.
Тренируясь подобным образом, вы превращаетесь в человека, который способен делать то, чего боятся другие, и которому, в отличие от подавляющего большинства, ничего не стоит отказаться от удовольствий.
Помните, о чем говорил Эпиктет? Нужно усердно тренироваться, чтобы стать тем, кем ты хочешь быть. Тренируйтесь сейчас, пока жизнь не доставляет хлопот, и тогда вам не страшны будут никакие трудности.
Повторюсь: речь не о том, чтобы наказывать себя. С помощью этого упражнения вы расширяете зону комфорта, учась легче переносить неприятные ситуации, а еще совершенствуете уверенность и самодисциплину. Вы учитесь делать то, что умеют делать немногие. И учитесь говорить «нет» вещам, которые для многих являются непреодолимым соблазном.
Речь не о том, чтобы жить жизнью аскета. Пользуйтесь всем, что делает вашу жизнь комфортнее: удобной постелью, вкусной едой, горячим душем, теплой одеждой. Но время от времени старайтесь обходиться без этих вещей.
Из книги Йонаса Зальцгебера «Стоицизм для нашего времени».
Комментарии