Познание своей истинной сути и йога-нидра
Когда незнакомый человек спрашивает вас: «А вы кто?», что обычно он слышит в ответ? Вы называете своё имя? Возможно, озвучиваете свою степень знакомства с ним? Если задуматься, вы — кто? Какой ответ верный?
На интеллектуальном уровне мы, наверняка, осознаём себя чем-то большим, чем «ум-тело». Но ум — система закрытая. Он не может открыть нам ничего сверх того, что уже было в него заложено. Это не значит, что ум плохой; это лишь означает, что он ограничен в своих возможностях дать нам те ответы, которые мы ищем.
Понять свою истинную суть поможет метафора. Представьте, что вы сидите на самой вершине холма, со всех сторон окруженного полями золотистых трав. Внизу вы видите дорогу. Дорога пуста. Далеко-далеко справа появляется машина. Она входит в поле вашего зрения, проходит через него, а затем покидает, скрываясь за горизонтом. Всё, машина пропала из поля вашего зрения. Понимаете ли вы, что коль скоро вы видите эту машину, вы по определению не можете быть ею? Вы сидели здесь до того, как она появилась. Сидели, пока она ехала мимо, и никуда не делись после того, как она уехала. Вы — тот, кто смотрел, как машина появилась, а потом исчезла.
Такова природа вечного «Я». Оно всегда здесь. Оно было здесь до того, как появились какие-либо вещи, оно здесь, пока они присутствуют, и оно будет здесь после того, как эти вещи исчезнут.
Вечное «Я» — это и есть вы, тот, кто наблюдает, как приходят и уходят вещи. Мы — есть вечное, ничем не обусловленное сознание, которое проявляет себя через опыт человеческой жизни. Мы — есть сознание, которое сгустилось до состояния материи.
У бесформенного аспекта «Я» нет никаких собственных свойств, кроме одного:
вещи «проявляются» в нём.
Подумайте об океане и его волнах. Океанские глубины бесформенны и равномерно заполнены толщей воды. Но на поверхности возникают волны. Эти волны приобретают индивидуальные очертания, подобно телу и уму, но они не отделены от океана. Они являются одним из проявленных аспектов бытия. Единственная разница между проявленным (волной) и непроявленным (океаном) заключается в том, что рано или поздно волна растворится в океане. Она недолговечна. А океан остается прежним, он не меняется. Мы — океан, проявляющий себя волной. Наше тело — один из инструментов этого сознания. Глаза, уши, ощущения и мысли тела — инструменты, с помощью которых сознание взаимодействует с миром форм.
Своим «Я» мы привыкли называть наш опыт, чувства, мысли, мнения. Мы целиком и полностью отождествляем себя с волной, сводя к ней все свое существование, и упускаем из виду океан, из которого она возникла.
Мы принимаем себя за нечто такое, чем на самом деле не являемся.
В этом изначальная ошибка.
Опыт, с которым мы себя отождествляем, включая опыт тела и разума, превращается в ограничение, в рамки нашего существования. Безграничный, вечный, неизменный и безусловно всепринимающий источник накладывает на себя ограничения, отождествляя себя с волнениями, страхами и тревогами, которые через него проходят. Этот постоянно меняющийся опыт, то накапливающийся, то растворяющийся в вечном потоке перемен сливается с нашей личностью.
Вместе с тем, нельзя сказать, что вы не имеете никакого отношения к своим эмоциям или телу, они рассматриваются как временные аспекты вечного «Я». Они приходят и уходят. Эмоция есть волна на поверхности океана, проживет какое-то время, двигаясь вдоль его поверхности, а затем растворится обратно в океане, из которого возникла.
Мы есть воплощенный океан, уникальное выражение Божественного. И все-таки большинство из нас проживает свою жизнь, воплощая собой что угодно, только не Божественное. Мы чувствуем себя недостаточно хорошими, недостаточно умными, недостаточно богатыми, недостаточно красивыми. Мы подменяем сосуд (наше вечное сознание) его содержимым (нашим эго). Это и есть источник всех жизненных страданий.
Понимание — лишь половина решения, чтобы ощутить свою истинную сущность. Первым шагом к тому, чтобы заметить сосуд, содержащий все остальное, является успокоение его содержимого и осознание того, что вы являетесь пространством, в пределах которого разворачивается опыт. Такую возможность предоставляет йога-нидра — прочувствовать и осознать свою истинную природу. С помощью практик йога-нидры вы освобождаетесь от утомительной убежденности в том, что то, что заполняет ваш разум и есть вы, ваша личность целиком. Вы отдыхаете, слившись с сущностью своего «Я».
Истина в том, что вы больше, чем ваше тело. Даже если оно меняется, Присутствие, выходящее за пределы физического тела, остается неизменным. Йога-нидра помогает вам восстановить связь с этой вашей частью и укорениться в неподвижности вечного «Я».
Погружаясь в медитативное состояние йоги-нидры мы больше не испытываем давление огромного количества мыслей и эмоций, каждый день проходящих через тело и ум. Все это содержится и воспринимается внутри сосуда осознанности. И хотя во внешнем мире ничего не изменилось, изменилось наше восприятие, и с этой новой перспективы нам проще позволять потоку жизни, с его постоянными приливами и отливами, двигаться через нас, в то время как сами мы остаемся неизменно связаны с вечным «Я», коим являемся.
В традиционной восточной философии «просветление» определяется как осознание себя в качестве вечного неизменного вневременного присутствия — в нашей терминологии, в качестве «океанских глубин». Также верно будет сказать, что принять и полноценно настроиться на выражение себя как волны означает и познать океан. Разве это не то же просветление, достигнутое иным путем? Ведь не все заинтересованы в том, чтобы соприкоснуться с вечным «Я». Некоторые приходят к полноценному истинному выражению себя не своими делами, а той уникальной сущностью, «оттенком», который их личность привносит в мир.
По материалам книги Камини Десаи «Йога-нидра».
Комментарии