Книга «Mindfulness. Введение в практику осознанности» Джона Кабат-Зинна рассказывает нам о тонком и редком навыке — как быть по-настоящему присутствующим в собственной жизни.
Джон Кабат-Зинн мягко, но последовательно возвращает читателя к простому, почти забытому опыту: замечать дыхание, ощущения тела, движение мыслей и эмоций без борьбы с ними. Осознанность подается тут как живая практика внимания, доступная каждому в любой момент дня: во время прогулки, разговора, ожидания, усталости или радости.

На ранних этапах практики медитации вы можете подумать: «Если я приму установку “некуда идти, нечего делать, нечего достигать”, я вообще не продвинусь ни в практике, ни в жизни. С таким подходом я ничего не добьюсь. А ведь у меня столько дел, столько обязанностей!»
На самом деле медитация — это не отказ от функционирования в мире. Это не уход от вовлечённости, от действия, от участия в проектах, которые вам дороги. И это точно не то, что лишает вас ума, воли или мотивации.
Напротив, медитация — это способ позволить всем вашим действиям, всему важному, чему вы себя посвящаете, проистекать из состояния бытия. Тогда всё, что возникает, будет чем-то большим, чем просто «делание», потому что оно исходит из глубинного уровня — из того, что рождается из близкого знаком- ства с собственным умом. А такая близость развивается через практику, через культивацию. И сама эта культивация начинается с дисциплины внимания.
Вот что мы имеем в виду под практикой осознанности. Это способ возвращения к чувствам — момент за моментом. В этом моменте по-настоящему некуда идти. Мы уже здесь. Можем ли мы быть здесь полностью?
По-настоящему нечего делать. Можем ли мы отпустить усилия и просто быть?
По-настоящему нечего достигать. Нет никакого особого состояния или чувства, к которому нужно стремиться, потому что то, что вы переживаете сейчас, уже и есть особенное. Уже исключительное — просто потому, что переживается.
Парадокс этого приглашения в том, что всё, чего вы могли бы желать, уже здесь.
И единственно важное — это быть знанием, которым сама по себе уже является осознанность.

Чтобы увидеть, что скрывается за поверхностью явлений, и распознать, что на самом деле разворачивается в вашем собственном опыте — в теле, в уме, в жизни, — необходима осознанность.
Осознанность нужна, чтобы услышать, что на самом деле говорит пациент, коллега, друг или ребёнок. Она нужна, чтобы уловить выражение, на миг промелькнувшее на чьём-то лице после ваших слов, если вы задели человека, но не осознали, что именно сказали и как это было воспринято. Вы не заметили, что, метафорически, пустили стрелу прямо в сердце другого и остались в неведении о том, что причинили боль.
Осознанность способна удержать всё это в поле внимания так, чтобы вы не пустили эту стрелу вовсе. А если пустили, то чтобы смогли увидеть последствия и проявить целостность, найдя в себе мужество сказать: «Прости, я причинил боль» или «Это, должно быть, ранило тебя. Пожалуйста, прости меня».
Отрывок из книги «Mindfulness. Введение в практику осознанности: Как развивать присутствие в повседневности» Джона Кабат-Зинна
Книга раскрывает важный сдвиг восприятия: мы не обязаны постоянно что-то исправлять в себе. Достаточно научиться видеть происходящее ясно и без оценки — и именно это ясное видение постепенно меняет качество внутреннего состояния. Осознанность становится способом отношения к жизни, где появляется больше пространства, тишины и свободы выбора реакции.











Комментарии