Начинайте с мелочей. Рекомендации Гурджиева для развития осознанности

Георгий Гурджиев был человеком, который воплощал в себе постоянный вызов для последователей. Одним своим присутствием он пробуждал окружающих и помогал им в поиске осознанности. У нас нет возможности лично ощутить духовную мощь Мастера, но свои рекомендации для развития осознанности он оставил — простые и безгранично глубокие, как и все, к чему он имел отношение.
Что такое осознанность
Георгий Иванович Гурджиев называл осознанность состоянием пробуждения, в котором человек перестаёт быть «автоматом» и начинает осознавать свои мысли, чувства и движения. В книге «В поисках Бытия: Четвёртый Путь к Сознанию» он объяснял, что большинство людей живут во сне — реагируют, а не выбирают. Осознанность — это путь, ведущий к пробуждению. Это способность удерживать внимание в настоящем моменте и помнить себя, даже когда вокруг шум, стресс или привычная суета.
Чем она полезна
Осознанный человек способен видеть жизнь глубже, чем через призму автоматических реакций. Этот навык помогает сохранять внутреннее равновесие, принимать решения ясно, не поддаваться раздражению и страху. Осознанность снижает стресс, укрепляет эмоциональную устойчивость и позволяет оставаться в контакте с собой. Гурджиев считал, что осознанность — это не просто качество, а инструмент для внутренней эволюции, возможность превратить повседневность в духовную практику.
Как развивать осознанность
Гурджиев предлагал начинать с малого: с наблюдения за собой в простых делах — еде, ходьбе, разговоре. Когда человек направляет внимание на самые обычные моменты, он начинает видеть, насколько часто его сознание «спит». Развитие осознанности — это не разовый акт, а постоянная тренировка. Ни одна техника не даст мгновенного результата, но каждая помогает пробудить внутреннего наблюдателя.
Начинайте с мелочей
Самонаблюдение и самоисследование — если осуществлять их правильно — могут привести нас к осознанию того, что с нашей машиной и с нашими функциями в их обычном состоянии что-то не в порядке. Мы осознаем, что спим и что используем лишь малую часть себя в жизни и в работе. Большинство наших возможностей остаются нереализованными, большинство способностей — неразвитыми. Мы чувствуем, что не берем от жизни все то, что она может предложить нам, из-за определенных функциональных дефектов в нашей машине, которые в состоянии сна не способны получать впечатления. Идея самоисследования приобретает новый смысл. Теперь мы видим все свои функции как они есть, а также знаем, какими они могли бы и должны бы быть, и задаемся вопросом, есть ли вообще смысл исследовать себя — таких, какие мы есть сейчас. Самонаблюдение приводит нас к осознанию того, что нам нужно измениться.
Наблюдая себя, мы замечаем, что самонаблюдение само по себе приносит некоторые перемены в наши внутренние процессы. Мы начинаем понимать, что самонаблюдение — инструмент, позволяющий изменить себя, способ пробудиться. Наблюдая себя, мы, так сказать, направляем луч света на внутренние процессы, которые до сих пор работали во тьме. Под влиянием этого света начинают меняться и сами процессы. Существует множество внутренних процессов, которые могут протекать лишь во тьме. Даже самого слабого света сознания достаточно, чтобы полностью трансформировать характер некоторых процессов, а многие так и вообще сделать невозможными.
Самонаблюдение возможно лишь после того, как мы обретем внимание. Нам нужно признать, что внутри нас внимания нет и наша цель — обрести его. Для этого нам нужно начать с мелочей. Например, честолюбивый начинающий пианист не может научиться всему сразу — только постепенно. Если мы хотим играть мелодии, но не хотим упражняться, настоящая музыка у нас не получится. Мы извлечем из инструмента лишь какофонию, терзающую слух окружающих. То же самое касается проживания и переживания психологических идей: чтобы что-либо понять, необходима долгая упорная практика. Нам нужно вначале пытаться осуществить маленькие шаги. Если мы с самого начала нацелимся на великие свершения, то никогда ничего не добьемся и наши манифестации будут подобны какофониям, которые вселяют в окружающих лишь отвращение к нам.
Чтобы сделать нечто сложное, нужно вначале научиться делать простое, признавая, что существует два вида делания — автоматическое делание и делание, преследующее некую цель. Нам нужно взять какую-то простую вещь, которую мы пока еще не умеем делать, и сделать ее своей целью, своим богом. Ничто не должно нам мешать — это наша единственная задача. Затем, когда мы сможем делать это, можно поставить себе более значительную задачу. Сегодня нам свойственна аномальная тяга к делам, которые слишком велики для нас. Мы никогда не сможем их делать. И эта тяга мешает нам делать мелочи, на которые мы способны. Нужно уничтожить в себе эту тягу и забыть о больших свершениях. Необходимо сделать своей целью противостояние мелким привычкам.
В своих взаимоотношениях с другими людьми нам нужно признать, что терпеть проявления других — большая задача, великая задача для нас. Лишь совершенный мужчина или совершенная женщина способны на это. Поэтому нужно сделать своей целью достижение возможности не обращать внимания на какое-то одно проявление одного человека, которое ныне для нас нестерпимо. Если я «хочу» — иными словами, если на то есть моя «воля», — значит, я «могу». Без «воли» я никогда не «смогу». Воля — самое мощное явление в мире. Главная причина нашей слабости — неспособность прилагать собственную волю ко всем трем центрам одновременно. Благодаря осознанной воле к нам приходит все.
У нас не хватает энергии на достижение осознанных целей потому, что вся наша сила, накопленная ночью за время пребывания в пассивном состоянии, расходуется на негативные проявления. Они автоматичны — в отличие от позитивных, волевых проявлений. Для тех, кто способен в автоматическом состоянии вспомнить свою цель, но не имеет сил, чтобы достичь ее, есть хорошее упражнение.
Останьтесь наедине с собой по меньшей мере на час. Сядьте. Расслабьте все мышцы. Пусть ассоциации возникают, но не углубляйтесь в них. Скажите им: «Если позволите мне сделать так, как хочу я, позже я исполню и ваши желания». Смотрите на ассоциации так, как будто они принадлежат кому-то другому, — это позволит вам не отождествлять себя с ними. По прошествии часа возьмите листок бумаги и напишите на нем свою цель. Пусть эта надпись станет вашим богом — все остальное ничего не значит. Перечитывайте ее постоянно, каждый день. Таким образом она станет по-настоящему вашей, станет частью вас — вначале на интеллектуальном уровне, а затем и по-настоящему.
Глава из книги Георгия Гурджиева «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию»
Наблюдайте за дыханием
Самый простой способ — наблюдать дыхание. Сядьте прямо, почувствуйте, как воздух входит и выходит. Не меняйте ритм, просто оставайтесь свидетелем. Через несколько минут внимание успокаивается, а вы становитесь ближе к настоящему моменту. Георгий Иванович считал дыхание дверью к состоянию присутствия.
Упражнение «Здесь и сейчас»
Это упражнение помогает вспомнить себя. Где вы сейчас? Что вы чувствуете? Что делает ваше тело? Повторяйте мысленно: *«Я здесь. Я живу сейчас».* Этот простой приём возвращает внимание в момент и развивает способность оставаться осознанным даже во время действия.
Техника «5-4-3-2-1»
Эта современная техника созвучна идеям Гурджиева. Посмотрите вокруг: назовите пять вещей, которые видите, четыре, которые можете потрогать, три, которые слышите, два запаха и один вкус. Это упражнение мгновенно переключает из мыслей — в тело, из прошлого — в настоящий момент.
Фокусировка
Фокусировка — это умение удерживать внимание на одном объекте. Гурджиев предлагал простое упражнение: сосредоточиться на предмете (например, чашке) и наблюдать за всеми возникающими мыслями. Как только внимание уходит, мягко возвращайте его. Этот способ тренировать осознанность похож на медитацию, но более активен и подходит для любого времени дня.
Что мешает развивать осознанность
Главные препятствия — привычка спешить и внутренний шум. Мы живём так быстро, что забываем чувствовать момент. Стресс, постоянные мысли и суета мешают слышать себя. Гурджиев говорил: человек не свободен, пока не научился наблюдать свои автоматизмы. Чтобы развить навык осознанности, нужно замедляться, делать паузы и помнить себя хотя бы несколько раз в день.
Заключение
Путь к осознанности — не мистический, а человеческий. Георгий Иванович Гурджиев учил: начинать стоит с мелочей, ведь именно они формируют бытие. Наблюдая дыхание, замечая тело, возвращаясь в настоящий момент, мы постепенно становимся хозяевами своей жизни. Каждая секунда, прожитая с вниманием, помогает пробудиться и открыть простую истину — всё, что нужно, уже есть здесь и сейчас.




















Комментарии