Наш магазин выходной до 22 сентября!
Заказы принимаем, но обработаем и отправим на следующей неделе.

5 мифов о пробужденности

17/7/20
Blog image

В отношении пробужденности бытует множество мнений и мифов. Кажется, что встреча с пробужденным человеком это такая же редкость, как и знакомство с инопланетянином. Стив Тейлор, автор ряда книг о психологии и духовности, в свое время тоже верил этому. Но, в ходе своего исследования, был поражен тому, насколько легко находить людей, переживших пробуждение. По итогам исследования Тейлор написал книгу «Скачок», в одной из глав которой развеивает 11 мифов и откровенно называет их чепухой. Сегодня мы кратко расскажем о пяти из них.

Миф 1. Пробужденность — явление редкостное и исключительное

Окончательное крушение этого мифа для самого Стива Тейлора произошло после выхода его статей и книги. Он начал получать множество писем о том, что люди прочли его статьи и осознали, что прошли или проходят через тот самый опыт, о котором он говорит. В большинстве случаев респонденты не были связаны с духовными традициями и вообще мало о них знали. Часто это самые «обычные» люди, желающие понять тот удивительный «сдвиг», через который они прошли.

Тейлор уверен, что вокруг нас есть тысячи и тысячи людей, которые уже пережили этот опыт пробуждения (чаще всего он спровоцирован серьезным психологическим потрясением), но пока не осознали его и, возможно, даже никому о нем не рассказали из опасения, что их неправильно поймут.

Миф 2. Ты либо просветленный, либо нет. Промежуточных состояний не бывает

Четкой грани между пробужденностью и сном не существует. Есть разные уровни «сна» и разные уровни пробужденности — диапазон очень широк. Некоторые люди «спят» глубже, чем другие. Например, у них более выраженное чувство отделенности от мира, более размытое восприятие окружающей действительности, они больше отождествляются с внутренней болтовней и у них более эгоистичное мировоззрение. А другие более ярко пробуждены — у них более сильное ощущение единства и связи с миром, более острое восприятие окружающих явлений, более устойчивая внутренняя тишина и уравновешенность, более широкий кругозор и они больше склонны отождествлять себя со всем человечеством в целом.

Представления о том, что существует совершенно четкая грань между сном и пробужденностью порождены тем, что в большинстве случаев пробуждение наступает внезапно. Но пробужденность может наступить и постепенно. Люди переходят от стадии к стадии медленно, выполняя духовные практики и следуя различным духовным путям. Также переход может произойти более спонтанно, в результате жизни, наполненной служением или глубокими размышлениями, или в результате продолжительного процесса утрат и неудач. Но даже когда пробуждение происходит внезапно, бывают разные уровни пробужденности — так же, как лифт может поднять человека на тот или иной этаж одного и того же здания.

Миф 3. Пробужденные люди постоянно живут в состоянии блаженства и непринужденности, они не ведают ни страданий, ни трудностей

Пробужденные люди не живут в непрестанном состоянии умиротворения и блаженства, хотя аспекты нового состояния, такие как чувство благодарности, прекращение внутренней болтовни присутствуют.

В начальном периоде после внезапного пробуждения может наступить период растерянности и неустроенности, который в ряде случаев длится годами. Но даже и после того, как пробужденность стабилизируется и полностью интегрируется, проблемы все еще бывают.

Пробуждение не ведет автоматически к искоренению всех негативных личностных черт, равно как и не устраняет все проблемы. Пробужденный человек может не быть полностью свободен от внутреннего разлада. Негативные личностные черты — например, неуверенность в себе, ревность или чувство вины — могут «перейти» в новое состояние, и пройдет некоторое время, прежде чем они исчезнут.

«Важно, что все эти проблемы сохраняются лишь в «некоторой степени», — пишет Стив Тейлор. — Пробужденный человек может не освободиться от негатива полностью, но станет намного свободнее. Он меньше склонен реагировать на внешние события, и менее подвержен реактивной негативности. И тут также многое зависит от уровня пробужденности. Чем глубже пробужденность, тем свободнее человек от негатива и соответственно, менее подвержен душевному разладу и эмоциональным колебаниям… а со временем, возможно, весь негатив исчезнет полностью — на наивысших уровнях пробуждения».

Миф 4. Пробужденные люди — или «мистики» — пассивны и бездеятельны. Они только и делают, что сидят и медитируют целыми днями, погрузившись во внутреннее блаженство

Источник возникновения этого мифа — христианские, буддистские и индуистские традиции аскетического монашества. При этом иудейская, суфийская и даосская духовные традиции не являются монашескими и больше сориентированы на участие в жизни общества.

Пробужденным действительно людям больше по душе бытие, чем действие, и они посвящают сравнительно много времени «ничегонеделанию». Тем не менее, согласно исследованию Тейлора, примерно треть участников после пробуждения стали вести «более активный образ жизни». Это усиление активности обычно проявляется черед творческую или благотворительную деятельность. Люди искусства после пробуждения отличаются чрезвычайной плодовитостью, что становится возможным благодаря исчезновению барьеров между сознанием творца и трансцендентным источником творчества.

Миф № 5. Невозможно пробудиться при помощи целенаправленных усилий

Согласно этой точке зрения одна из причин, почему духовные практики и пути часто не приводят к желаемым результатам, состоит в том, что они подразумевают некое усилие, направленное на пробуждение, а также работу ради достижения этой цели. Однако же любое усилие эгоистично по своей природе. Оно подразумевает желание, а, следовательно, только укрепляет наше эго, тем самым отдаляя нас от пробуждения.

Однако же духовный поиск не всегда эгоистичен. Существует и более глубоко укорененный импульс к пробуждению, идущий из глубин нашего существа. Это импульс к росту и развитию, который зарождается за пределами отдельного индивидуума. Стремление миллионов людей углубляться в духовные учения, выполнять духовные практики и следовать духовным путем в большинстве случаев является проявлением того же динамического импульса, который побуждал живые организмы делаться более сложными и сознательными с тех самых пор, когда на Земле зародилась жизнь.

Постепенное пробуждение включает в себя перестройку шаблонов, по которым выстраивается наша «система Я», постепенный переход от старой «системы Я» к новой. Цель духовных практик и духовных путей состоит в том, чтобы осуществить этот переход. Духовные практики и пути медленно демонтируют старую «систему Я», размягчая ее границы и устраняя разлад, чтобы могла постепенно развиться дремлющая внутри нас новая «система Я». Этот переход не происходит вдруг и случайно, либо посредством какого-то осознания или «прозрения». Тут требуется своего рода внутренний структурный сдвиг, который может произойти либо внезапно и радикально (как правило, в результате сильнейшего потрясения), либо же постепенно, в результате духовной практики.

По материалам книги Стива Тейлора «Скачок».

Похожие статьи