+7 (495) 108 43 39

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Индийский философ Джидду Кришнамурти однажды заметил, что наблюдение без оценивания — это высочайшая ступень развития человеческого ума. Когда я впервые прочитал это утверждение, в моем сознании промелькнула мысль: «Какая чушь!», и тут я сразу понял, что даю прочитанному оценку. Большинству из нас тяжело наблюдать без осуждения, критики и других форм анализа, особенно когда речь идет о людях и их поведении.

Я со всей очевидностью осознал эту сложность, когда работал в начальной школе, где часто возникали коммуникативные проблемы между педагогическим коллективом и директором. Инспектор школьного округа попросил меня помочь в разрешении конфликта. Сначала я должен был поговорить с коллективом, а затем — с коллективом и директором вместе.

Я начал встречу с вопроса коллективу: «Какие действия директора идут вразрез с вашими потребностями?»

«У него длинный язык», — сразу ответили мне. Я прашивал о наблюдениях, но, хотя выражение «длинный язык» дало мне информацию о том, как учитель оценивал директора, оно не могло описать конкретные слова или действия, которые привели к этой оценке.

Когда я указал на это, вызвался второй учитель: «Я знаю, что он имеет в виду: директор слишком много говорит!» Вместо ясного наблюдения, описывающего поведение директора, я опять услышал оценку того, как много директор говорит. Затем третий учитель объявил: «Он думает, что ему одному есть что сказать». Умозаключения о том, что думает другой человек, — это не наблюдение за его поведением. Когда я это объяснил, вызвался четвертый учитель: «Он хочет постоянно быть в центре внимания». Я заметил, что это тоже умозаключение о желаниях другого человека, и тогда двое учителей выпалили в один голос: «Знаете, на ваш вопрос очень сложно ответить!»

Тогда мы вместе разработали список конкретных действий директора, которые создавали для учителей дискомфорт, и убедились, что в списке нет оценок. Например, директор на педсоветах постоянно рассказывал истории о своем детстве и о войне. В результате совещание иногда затягивалось на лишних двадцать минут. Когда я спросил, пытались ли учителя донести свое недовольство до директора, они ответили, что да, но лишь в виде оценочных суждений. Учителя никогда не упоминали конкретные поступки — например, рассказывание историй из жизни. Они согласились поднять эту тему на совместной встрече.

Стоило ей начаться, и я почти сразу понял, о чем говорили мне педагоги. Вне зависимости от темы директор вмешивался и начинал: «А вот в мое время…» Затем следовала история о его детстве или о войне. Я ждал, пока кто-нибудь продемонстрирует дискомфорт, вызываемый поведением директора. Но вместо ненасильственного общения учителя применяли невербальное осуждение. Кто-то закатывал глаза, кто-то демонстративно зевал. Один из педагогов все время посматривал на часы.

Я терпел это неприятное развитие сценария и наконец сказал: «Никто ничего не хочет сказать?» Воцарилось неловкое молчание. Учитель, первым заговоривший на нашей встрече, собрал все свое мужество, посмотрел прямо на директора и объявил: «Эд, у вас длинный язык».

Как показывает эта история, иногда нелегко отказаться от старых привычек и овладеть навыком отделения наблюдения от оценок. Учителям наконец удалось объяснить директору, какие конкретно его действия беспокоят их. Директор внимательно слушал, а потом спросил: «Но почему никто из вас раньше мне этого не сказал?» Он признал за собой привычку не к месту рассказывать свои истории — и сразу после этого перешел к истории, в которой речь шла об этой привычке! Я перебил его, заметив (добродушно), что он делает это снова. Под конец встречи мы разработали способы, с помощью которых учителя могли мягко дать понять директору, что его истории нежелательны.

Глава из книги Маршалла Розенберга «Ненасильственное Общение. Язык Жизни».

Книги из статьи

  • Бестселлер
pictureНенасильственное Общение. Язык ЖизниМаршалл Розенберг
797 руб. 797

Подпишитесь на самое интересное

Первыми узнавайте о новых книгах и новостях издательства. В письмах скидки на книги от 25%.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями обработки персональной информации

Комментарии

Ваш ответ

Имя*
Введите текст сообщения*

комментарии проходят модерацию по правилам сайта

Похожие статьи

picture
Джон Грэй, автор книги «Дети — с небес», о том, почему не стоит ограждать детей от проблем

Кроме того, что все дети рождаются невинными и добрыми, все они приходят в мир с особыми проблемами.

picture
Вы можете любить мужчину настолько, насколько любите себя

Она не выходит на сцену в длинном сверкающем платье, освещенная прожекторами, и не начинает в сопровождении большого оркестра петь вам песню о том, как вы не нравитесь себя.

picture
Маршалл Розенберг: Стыд — это форма ненависти к себе

Во время семинаров я часто прошу участников вспомнить случай из недавнего прошлого, когда они сделали нечто, о чем пожалели.

picture
Маршалл Розенберг: «Обвинения и критика. Kак своими суждениями мы портим себе жизнь»

Один из видов отчуждающего от жизни общения — это использование моралистических суждений, которые подразумевают неправоту или испорченность людей, действующих не в согласии с нашими ценностями.

picture
Почему воспитание, основанное на страхе, больше не работает и как теперь растить детей

В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и чувства вины.

picture
Что нас ранит в ссорах и как перестать задевать друг друга

Джон Грэй известен во всем мире как автор бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» и ряда книг об отношениях, которые появились позднее.

picture
Как найти общий язык с мужчиной. Пять секретов счастливых отношений

Джон Грэй, один из самых известных психологов и семейных психотерапевтов, умеет восстанавливать семьи из руин, но свой бестселлер «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» написал для тех, кто еще не довел отношения до катастрофы.

picture
Как перестать зависеть от чужого мнения

В современном мире, где каждый из нас стремится к принятию и одобрению, зависимость от оценок других становится значимой проблемой. Этот вопрос касается не только психологии, но и философии жизни. Как перестать зависеть от чужих оценок и жить в гармонии с собой? Давайте разберёмся.

Популярное в блоге

Смотреть блог
picture
Лучшие книги о йоге

Пять книг обо всем важном и интересном в йоге, о чем вы стеснялись спросить инструктора

picture
Встаньте пораньше! Пришло время воплощать мечты

Как только я приучила себя подниматься рано, мои дни — а вместе с ними и вся моя жизнь — изменились к лучшему. Вернув себе контроль над ситуацией, я стала уверенней и спокойней...

picture
Как не переедать и давать телу только то, что ему нужно

Чтобы узнать это, перед едой остановись на пару секунд и спроси себя: МНЕ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО СЕЙЧАС? Я почти уверена, что на первых порах ты не сможешь адекватно ответить на этот вопрос.

picture
Три принципа диггинга от Вианны Стайбл

О том, как «раскопать» и переработать глубинные убеждения, Вианна Стайбл, основательница метода тета-хилинга, написала отдельную книгу.

picture
Учимся управлять гневом с создателем ННО Маршаллом Розенбергом

Как перестать реагировать на все подряд и вредить самому себе?

picture
Джон Грэй: «Мужчин привлекают женщины, которые умеют получать удовольствие»

«Насвете нет книг, из которых вы могли бы узнать, как найти идеального партнера, но, опираясь на знания, почерпнутые из книг, вы можете выбрать верное направление для поиска партнера.

picture
Путь «хитреца» Гурджиева

Георгий Гурджиев, как и его система, всегда были окутаны ореолом таинственности, даже при жизни великого мистика.

Смотреть блог