+7 (495) 108 43 39

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Индийский философ Джидду Кришнамурти однажды заметил, что наблюдение без оценивания — это высочайшая ступень развития человеческого ума. Когда я впервые прочитал это утверждение, в моем сознании промелькнула мысль: «Какая чушь!», и тут я сразу понял, что даю прочитанному оценку. Большинству из нас тяжело наблюдать без осуждения, критики и других форм анализа, особенно когда речь идет о людях и их поведении.

Я со всей очевидностью осознал эту сложность, когда работал в начальной школе, где часто возникали коммуникативные проблемы между педагогическим коллективом и директором. Инспектор школьного округа попросил меня помочь в разрешении конфликта. Сначала я должен был поговорить с коллективом, а затем — с коллективом и директором вместе.

Я начал встречу с вопроса коллективу: «Какие действия директора идут вразрез с вашими потребностями?»

«У него длинный язык», — сразу ответили мне. Я прашивал о наблюдениях, но, хотя выражение «длинный язык» дало мне информацию о том, как учитель оценивал директора, оно не могло описать конкретные слова или действия, которые привели к этой оценке.

Когда я указал на это, вызвался второй учитель: «Я знаю, что он имеет в виду: директор слишком много говорит!» Вместо ясного наблюдения, описывающего поведение директора, я опять услышал оценку того, как много директор говорит. Затем третий учитель объявил: «Он думает, что ему одному есть что сказать». Умозаключения о том, что думает другой человек, — это не наблюдение за его поведением. Когда я это объяснил, вызвался четвертый учитель: «Он хочет постоянно быть в центре внимания». Я заметил, что это тоже умозаключение о желаниях другого человека, и тогда двое учителей выпалили в один голос: «Знаете, на ваш вопрос очень сложно ответить!»

Тогда мы вместе разработали список конкретных действий директора, которые создавали для учителей дискомфорт, и убедились, что в списке нет оценок. Например, директор на педсоветах постоянно рассказывал истории о своем детстве и о войне. В результате совещание иногда затягивалось на лишних двадцать минут. Когда я спросил, пытались ли учителя донести свое недовольство до директора, они ответили, что да, но лишь в виде оценочных суждений. Учителя никогда не упоминали конкретные поступки — например, рассказывание историй из жизни. Они согласились поднять эту тему на совместной встрече.

Стоило ей начаться, и я почти сразу понял, о чем говорили мне педагоги. Вне зависимости от темы директор вмешивался и начинал: «А вот в мое время…» Затем следовала история о его детстве или о войне. Я ждал, пока кто-нибудь продемонстрирует дискомфорт, вызываемый поведением директора. Но вместо ненасильственного общения учителя применяли невербальное осуждение. Кто-то закатывал глаза, кто-то демонстративно зевал. Один из педагогов все время посматривал на часы.

Я терпел это неприятное развитие сценария и наконец сказал: «Никто ничего не хочет сказать?» Воцарилось неловкое молчание. Учитель, первым заговоривший на нашей встрече, собрал все свое мужество, посмотрел прямо на директора и объявил: «Эд, у вас длинный язык».

Как показывает эта история, иногда нелегко отказаться от старых привычек и овладеть навыком отделения наблюдения от оценок. Учителям наконец удалось объяснить директору, какие конкретно его действия беспокоят их. Директор внимательно слушал, а потом спросил: «Но почему никто из вас раньше мне этого не сказал?» Он признал за собой привычку не к месту рассказывать свои истории — и сразу после этого перешел к истории, в которой речь шла об этой привычке! Я перебил его, заметив (добродушно), что он делает это снова. Под конец встречи мы разработали способы, с помощью которых учителя могли мягко дать понять директору, что его истории нежелательны.

Глава из книги Маршалла Розенберга «Ненасильственное Общение. Язык Жизни».

Книги из статьи

  • Бестселлер
pictureНенасильственное Общение. Язык ЖизниМаршалл Розенберг
760 руб. 760

Подпишитесь на самое интересное

Первыми узнавайте о новых книгах и новостях издательства. В письмах скидки на книги от 25%.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями обработки персональной информации

Комментарии

Ваш ответ

Имя*
Введите текст сообщения*

комментарии проходят модерацию по правилам сайта

Популярное в блоге

Смотреть блог
picture
Как повышать свои вибрации и быть счастливым

Фрагмент из книги «Радикальное прощение. 25 практических применений. Новые способы решения проблем повседневной жизни»

picture
«Бога можно увидеть, только избавившись от предубеждений». Избранные цитаты из книги «Мудрость уязвимости»

«Мудрость уязвимости» — книга о том, как в эпоху небывалой тревожности жить полноценной жизнью.

picture
Как пережить развод и двигаться дальше?

В одной из глав книги «Радикальное Прощение. 25 практических применений», Колин Типпинг дает ключи к тому, чтобы благополучно пережить развод.

picture
«Чашка медитации» c Ошо

Каждый раз, когда у вас есть время, на несколько минут расслабьте дыхательную систему — нет необходимости расслаблять все тело.

picture
Радикальное Прощение — уникальная технология исцеления от негатива

Часто кажется, что те или иные события — наказание и худшее, что могло произойти.

picture
Экхарт Толле о свободе от несчастий

Загляните внутрь себя, прислушайтесь к себе.

picture
Игра жизни. Вы — активная часть Дао

Фрагментиз книги Шеферда Гудвина «Быть в этом мире.

picture
Занимаетесь йогой? В этом есть заслуга индийца Парамахансы Йогананды

Если вы занимаетесь йогой, медитируете или считаете себя скорее духовным, чем религиозным человеком, знайте, отчасти в этом есть заслуга Парамахансы Йогананды.

picture
Как привлечь деньги в свою жизнь. Пять правил и две книги

В мире 59,4 миллиона долларовых миллионеров. Почему бы вам не присоединиться к их числу?

Смотреть блог