Колин Типпинг: «Родители могли быть замечательными людьми, обижавшими вас непреднамеренно»
Все мы проходим в земной жизни опыт обособления. И мы же, в силу своих качеств и способностей, позволяем другим ощутить схожие эмоции. Все это часть Божественного плана.
Каждая душа соглашается испытать в той или иной мере чувство разъединения. Как только эта цель достигнута, Эго, управляющее нами на первом этапе жизненного пути, передает руководство нашему Высшему «Я». Оно-то и поведет нас путем Пробуждения и за пределы земной жизни.
Происходит это обычно лет в 50 – 60, нередко после какого-то серьезного потрясения. Ваше Высшее «Я», или, если хотите, ваш Духовный Разум направляет вас к определенным книгам, программам, семинарам, а также людям, которые побуждают вспомнить, кто вы такой на самом деле. Внезапно вы начинаете замечать совпадения, которых не видели прежде, и осознавать помощь, которая исходит от вашей высшей природы. Жизнь обретает совершенно иное значение, и вы начинаете прозревать смысл в таких вещах, как Радикальное Прощение, хотя раньше они казались вам полной ерундой.
И раз уж ваша жизнь следует Божественному предначертанию, можно утверждать, что в ней не происходит ничего ошибочного и неверного. Каждая душа живет в соответствии со своим намерением расти и развиваться. Она идет к своей вершине, попутно помогая тем, с кем встречается на пути.
Все это позволяет утверждать, что (а) мы сами выбрали своих родителей, и они согласились играть для нас эту роль, (б) их метод воспитания — будь то любовь и забота или жестокость и пренебрежение — полностью соответствует тем ожиданиям, которые мы на них возлагали, и (в) мы сами «подписались» на ту боль, которую они причинили нам, поскольку боль эта была необходима нам для духовного роста.
Только подумайте, кто лучше родителей способен преподать нам первые, наиболее ценные уроки разъединения? Этот опыт мы будем прорабатывать снова и снова, на протяжении 40 лет, а то и больше. И так до самого Пробуждения.
Именно родители научили нас всему, что мы знаем о себе, — тем, что они нам сказали, и тем, о чем промолчали, а также тем, как повели себя по отношению к нам. Их попытки пристыдить нас за проявление собственной, независимой натуры не пропали даром. Без этого исходного материала мы не смогли бы мучиться болью разъединения, которая продолжала терзать нас как в одиночестве, так и в отношениях с другими людьми.
Вот та роль, которая выпадает на долю наших родителей. И тут, как говорится, без вариантов (если вы сами — мать или отец, то знаете это не понаслышке). У большинства родителей нет ни должной подготовки, ни осознания той громадной ответственности, которая ложится на их плечи еще до рождения ребенка. Фактически они действуют вслепую, используя самый скудный набор знаний и инструментов для развития и воспитания человеческого существа. С другой стороны, будь наши родители совершенны, мы не могли бы расти и набираться опыта через боль разъединения. А ведь с этой целью мы и приходим на землю.
Нельзя забывать и о том, что у большинства родителей хватает своих душевных ран, и они, как и все остальные, склонны проецировать свою боль на других — главным образом на тех, кого они любят и кто находится в полной от них зависимости. Иными словами, на своих детей. Хотят они того или нет, но именно детям передают они свои ценности и моральные установки, свои навыки и привычки, мечты и предрассудки.
А если учесть, что даже в семьях, которые принято считать «хорошими», на каждую похвалу в адрес ребенка приходится около 20 негативных отзывов, то результат в данном случае не трудно предугадать. Практически все мы вырастаем с убеждением, что с нами что-то не так, что где-то мы не дотягиваем до нормы и нам никогда не стать успешными, богатыми и счастливыми.
Вдобавок в большинстве семей среднего класса принято наказывать детей, демонстрируя им свою нелюбовь (наказание это по праву считается одним из самых болезненных). И люди до старости живут с уверенностью в том, что они не заслуживают любви.
Трудно перечислить все виды поступков, причиняющих детям душевные раны. Спектр крайне широк — от наиболее отвратительных форм физического и сексуального насилия до еле заметного предпочтения, с которым относятся к твоим брату или сестре, от полного отказа встречаться с покинутым ребенком до беспечной шутки, которая ранит в самое сердце. Многое из того, чем мы мучаемся во взрослом возрасте, берет начало в невинных на первый взгляд родительских замечаниях.
Добавьте к этому списку безразличие, безжалостную критику, насилие, нарушенные обещания, бесконечный контроль и унижения, и вы поймете, какими безграничными возможностями наделены родители в том, что касается приобщения их ребенка к опыту разъединения — опыту, который насущно необходим нам для духовного роста. Иными словами, совершенство родителей кроется в их крайнем несовершенстве.
Почему бы вам не воспользоваться моментом и прямо сейчас не составить собственный список всего того, что ранило вас в поведении родителей? Не забывайте только, что они считали, будто действуют в ваших интересах. Чаще всего они даже не подозревали, что их слова или поступки ранят вас до глубины души. Ваши родители могли быть замечательными людьми, обижавшими вас совершенно непреднамеренно. И если вы любите родителей, вам будет крайне трудно обратить на них свою критику. Многие предпочитают в этом случае просто отрицать свою боль.
Отрывок из книги Колина Типпинга «Радикальное прощение: родители и дети».
Комментарии