+7 (495) 108 43 39

Гурджиев о пути, его первом пороге и о том, почему так важно иметь проводника

В статье рассказывается об учениях Георгия Гурджиева, его концепции пути саморазвития и значимости наличия проводника. Как первый порог становится препятствием на пути к осознанию и как проводник может помочь в преодолении этого порога для достижения глубокого самоосознания и прозрения.

Гурджиев о пути, его первом пороге и о том, почему так важно иметь проводника

2020/08/18
Гурджиев о пути, его первом пороге и о том, почему так важно иметь проводника

Одной из поразительных черт гурджиевского учения называют чувство космического масштаба и исторической перспективы, которая охватывает знания древнейших цивилизаций, существовавших тысячи лет назад. Возможно по этой причине отрыть его книгу на любой странице и осознать написанное так, как это бывает с книгами современных авторов, получится не у всех. Но пробовать однозначно стоит. Например, прочитайте размышления Гурджиева о начале пути и о том, почему так важно иметь проводника.

Главная сложность понимания пути состоит в том, что люди предполагают, будто путь начинается на уровне обычной жизни. Это совершенно неверно. Путь начинается на гораздо более высоком уровне. Этого люди не понимают. Они думают, что начало пути намного легче и проще, чем есть в действительности.

Мы живем свою жизнь по закону случайностей и подвержены влияниям двух типов, управляемым все той же случайностью. Влияния первого типа исходят от самой жизни. Это такие факторы, как национальная принадлежность, страна проживания, климат, семья, образование, общество, профессия, культурные традиции и уровень жизни. Влияния второго типа создаются за пределами этой жизни, они исходят из внутреннего эзотерического круга, который подчиняется другим законам, хотя тоже принадлежит Земле. Эти влияния отличаются от влияний первого типа тем, что они сознательны по своему происхождению — иными словами, они сознательно созданы сознательными людьми с определенной целью. Влияния этого типа чаще всего наблюдаются в религиозных системах и учениях, в философских доктринах, произведениях искусства и так далее. Хотя эти влияния введены в жизнь с определенной целью, они сознательны лишь по своему происхождению, а попав в водоворот человеческой жизни, они смешиваются с влияниями первого типа и становятся непредсказуемыми. По мере того как эти влияния изменяются и искажаются в процессе передачи и толкования, они перемешиваются с влияниями первого типа и в итоге становятся неотличимыми от бессознательных влияний самой жизни.

Вполне возможно отличить влияния, возникающие в обычной жизни, от влияний, идущих извне, хотя перечислить или даже просто каталогизировать их невозможно. Важно понять принцип. Фактически, начало пути всецело зависит от этого понимания и от нашей способности различать эти два типа влияний. Конечно, относительная доля влияний различается в жизни разных людей. Один может получать больше влияний второго типа из окружающей жизни, второй меньше, а третий почти вообще не получать их. Это судьба, и тут уж ничего не поделаешь. Но вообще говоря, что касается нормальной жизни нормальных людей, эти различия не слишком важны. Все находятся в более или менее одинаковых условиях, или, точнее, все переживают одни и те же трудности. Сложность в том, чтобы научиться различать и разделять влияния этих двух типов. Если мы не видим или не чувствуем разницы между ними и не отделяем влияния второго типа от влияний первого типа, то их действие на нас тоже не различается — то есть они действуют на нас одинаково, на одном и том же уровне, а значит, приводят к одним и тем же результатам. Однако, если, принимая эти влияния, мы последовательно различаем их и отделяем те, которые не созданы самой жизнью, тогда распознавание постепенно становится все более простым для нас и рано или поздно мы совсем перестаем путать их с обычными влияниями жизни.

picture

Результаты влияний, источник которых лежит за пределами обычной жизни, группируются внутри нас. Мы помним их все вместе, чувствуем их все вместе, так что они начинают образовывать внутри нас некое целое — своеобразный сгусток. Мы не отдаем себе отчета в том, как и почему это происходит, а если и отдаем, то наши объяснения ошибочны. Но дело не в объяснении, а в самом факте, что эти результаты консолидируются внутри нас и формируют своего рода магнетический центр, притягивающий новые влияния такого же рода, что способствует его дальнейшему росту. Если этот центр получает достаточно подпитки и если нет сильного сопротивления со стороны других граней личности, возникающего в результате воздействий первого типа, то этот магнетический центр начинает менять нашу ориентацию, определяя, в каком направлении нам следует смотреть или даже двигаться. По мере того как магнетический центр развивает свою силу, мы начинаем интересоваться путем и стремиться к нему. Поиск может занять много лет. Возможно даже, что он ни к чему не приведет. Это зависит от условий и обстоятельств, от силы магнетического центра, а также от наших собственных, направленных против поиска склонностей, которые могут увести нас в сторону в тот самый миг, когда мы уже почти нашли путь.

Если магнетический центр на нас действует и мы действительно ищем путь или по меньшей мере испытываем потребность в нем, тогда мы можем встретить другого человека, который знает путь и связан — напрямую или через других людей — с тем центром, или источником, который создал магнетический центр. Влияние этого человека проходит через наш магнетический центр и в этой точке воздействует на нас в обход закона случайностей. Это нужно понять. Влияние человека, который знает путь, относится к особому, третьему типу влияний, отличающемуся от первых двух тем, что оно является одновременно сознательным и прямым. Влияния второго типа сознательны по своему происхождению, но, смешиваясь с влияниями первого типа, они точно так же начинают подчиняться закону случайностей. Влияния третьего типа никогда не подчиняются закону случайностей, поскольку они сами и следующие из них действия существуют за пределами этого закона. Влияния второго типа могут проявляться и действовать через книги, философские системы или ритуалы, но влияния третьего типа осуществляются лишь напрямую — то есть через устную передачу от одного человека к другому.

Момент, когда ищущий путь человек встречает знающего путь, называется первым порогом или первым шагом. Именно здесь начинается лестница — проход между «жизнью» и «путем». Лишь пройдя по этой лестнице, мы можем выйти на путь, и только с помощью проводника мы можем по ней подняться. Самостоятельно это сделать невозможно. Настоящий порог пути находится там, где заканчиваются ступени, — после последней из них, на уровне, намного более высоком, чем обыкновенная жизнь. Так что путь в действительности начинается в точке, которая находится вообще не в жизни, — на уровне, объяснить который невозможно. Говорят, что, поднимаясь по лестнице, человек порой не уверен ни в чем. Мы можем сомневаться в собственных способностях, в том, что мы делаем, в знаниях и компетентности своего проводника. В то же время нестабильно все, чего мы достигаем. Даже если мы поднимемся довольно высоко по лестнице, мы можем в любой момент упасть, и тогда придется начинать с самого начала. Тем не менее, когда мы преодолеваем последнюю ступеньку и вступаем на путь, все меняется. Во-первых, мы начинаем понимать проводника и все наши сомнения рассеиваются. Одновременно намного меньше становится наша потребность в проводнике. Мы можем обрести некоторую степень независимости и получить хорошее представление о том, куда идем. Во-вторых, мы теперь уже не будем так легко утрачивать результаты своей работы и не обнаружим себя в исходной точке — на уровне обычной жизни. Даже если мы сойдем с пути, то уже не вернемся туда, откуда начинали.

Глава из книги Георгия Гурджиева «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию».

Книги из статьи

  • Бестселлер
pictureВ поисках БытияГеоргий Гурджиев
903 руб. 903

Подпишитесь на самое интересное

Первыми узнавайте о новых книгах и новостях издательства. В письмах скидки на книги от 25%.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями обработки персональной информации

Комментарии

Ваш ответ

Имя*
Введите текст сообщения*

комментарии проходят модерацию по правилам сайта

Похожие статьи

picture
Закон Майи или почему наука не может обнаружить Бога

Великий писатель Лев Толстой записал замечательное народное сказание о трех отшельниках.

picture
ОШО. Письмо о жизни № 8

ОШО никогда не писал книг.

picture
Жизнь — это иллюзия, а смерти не существует

Один их самых известных йогов Парамаханса Йогананда на многие философские вопросы ответил в своей автобиографии.

picture
С днем рождения, Кастанеда!

Карлос Кастанеда — американец перуанского происхождения, доктор философии по антропологии, писатель, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик.

picture
Опыт дзэн

Это нельзя найти, не раздумывая.

picture
Буддийский монах, гуру Бханте Гунаратана: «У всех медитирующих должна быть цель»

«Мой опыт показывает, что самый эффективный способ доступно рассказать людям о чем-то новом — использовать как можно более простой язык.

Популярное в блоге

Смотреть блог
picture
Георгий Гурджиев: «Все мы внутри себя «требуем», чтобы окружающие видели, какие мы замечательные люди»

Фундаментальная характеристика нашего отношения к самим себе и к своему окружению — наша постоянная «идентификация», склонность «сливаться» с тем, что привлекает наше внимание, вызывает желание или будоражит воображение в данный момент.

picture
Почему мы постоянно чувствуем себя виноватыми

Жизнью многих людей управляет чувство вины.

picture
Страх и чувство вины: как и почему мы притягиваем неприятности

Страх и чувство вины — самые распространенные человеческие эмоции.

picture
Георгий Гурджиев и его путь к сознанию

Георгию Гурджиеву могли бы позавидовать многие.

picture
Притча об Ангеле и вопросах малыша

Мать не на шутку перепугалась, когда у нее в прачечной появился ангел-мужчина огромного роста.

Смотреть блог