Творчество — не роскошь, а жизненная необходимость
Что для вас творческая жизнь? Некоторые скажут, что она состоит из идей и озарений, другие, — что она есть свершения. По мнению Клариссы Эстес, творческая жизнь большей частью находится в самом бытии. Творчество — есть любовь, на столько безмерная любовь к чему-то или кому-то — к человеку, образу, идее, земле или человечеству, — что, когда эта любовь нас переполняет, выход только один — творить. И суть здесь не в желании, не в отдельном волевом акте — у нас просто нет иного выхода.
Творческий дар женщины — её самое важное богатство. Этот дар влияет на окружающих и дарит самой женщине внутреннее наполнение на физическом, духовном, душевном, эмоциональном и материальном уровнях.
Кларисса Эстес сравнивает творчество с сокрушительным подземным потоком, дикой рекой, что протекает внутри каждой отдельной души. Эту реку невозможно «потерять». Она всегда находится в нас, наполняет нас и уничтожает все препятствия, что встают у неё на пути.
Потому, если вам недостаёт творческой энергии, находчивости, идей, когда тяжело сконцентрироваться на собственном мировосприятии, обозначить его и вести свою линию, тогда что-то не ладится там, где река соединяется с водохранилищем. Может, ваше творческое течение движется по отравленной земле, которая уничтожает все яркие образы до того, как они успеют созреть. Может, человек на столько восхищается талантами, благами другого, что становится мастером мимикрии, грустно приспосабливаясь под обычное большинство, он перестаёт совершенствовать собственные неповторимые таланты. Бывает, мы безудержно восхищаемся творчеством других и не понимаем, как совершенствовать свои таланты. Бывает, мы боимся, что вода глубока, ночь темна, а путь далек, но именно в таких условиях возможно развитие своих особенных дарований.
Потеря чистоты творческого потока есть признак психологического и духовного упадка, и это не ерунда, от которой можно отвернуться.
Загрязнение «дикой души»
Каким образом может загрязняться творческий поток у женщины? Заболачивание дикой реки может происходить на уровне 5 компонентов творчества: воодушевление, концентрация, организация, реализация и питание. Женщины, которые утратили хотя бы несколько из этих составляющих утверждают, что не способны размышлять над чем-то новым, плодотворным или требующим их деятельности, их сочувствия. Они без усилий «переключаются» на любовные дела, излишки работы, излишки игры, бессилие или страх неудачи.
Загрязнение происходит, когда женщина созидает только лишь из желаний эго и для эго. Созданные таким образом произведения, не имеют долговременного смысла для души.
Бывает, общество оказывает давление, утверждая, что ваши творческие задумки бессмысленны, в ваших идеях никто не нуждается и лучше вообще не продолжать. Это тоже загрязнение. Это как будто вылить в воду свинец. Это то, что отравляет душу.
Привычка всё время оправдывать себя неизбежно заболачивает ваш творческий поток. «Я непременно вернусь к творчеству, когда будут деньги, время, когда смогу купить новые, дорогостоящие инструменты, когда будут новые впечатления...»
Губительные психологические комплексы испытывают наши совершенства, наши замыслы, неподдельность, таланты. Они убеждают вас, что «добывать хлеб» можно только тяжёлым трудом, изнуряя себя, без времени на творчество и воображение. Творческие комплексы всегда предсказывают неудачи и провалы, что бы мы ни создавали, потому что мы непоследовательно мыслим и непоследовательно поступаем. Хотя первоначальные стадии творчества в принципе не логичны и не должны быть такими.
Женщине необходимо быть осторожной и не допускать того, чтобы обострённое чувство ответственности забирало у неё творческие перерывы и озарения. Надо отказаться от большей части тех дел, которые она полагает, что должна выполнять. Творчеством нельзя заниматься беспорядочно и украдкой.
Случается, что наши идеи и планы разметаются и исчезают. Когда мы стремимся воплотить свои творческие замыслы, а они почему-то выскальзывают, расплываются. Такое бывает, когда мы не проявляем упорство, когда нет времени всё записать и организовать, мы отвлекаемся на другие дела, упускаем идею и не способны её найти опять.
Когда творческий поток отравлен, женщина старается не видеть это состояние и начинает питать свою душу не по-настоящему: то подбросит душе семинар, то выкроит немного времени для книги.
Помните, большую привлекательность для зловредных комплексов имеют самые плодовитые, самые новаторские и блестящие замыслы, и самые пронзительные образцы творчества.
Блоки для творческой фантазии
Чтобы творческая река не замерзала, но текла внутри вас свободным течением, её необходимо питать и оберегать. Питание — это то, что поддерживает снаружи: друзья, окружение, которые считают ваше творчество необыкновенным и неповторимым, это похвала и утешение.
Соблюдайте одно важное правило: люди, которые не одобряют вашу жизнь, ваше творчество, — не стоят вашего внимания.
Найдите для своих творческих замыслов такое место, где бы их подкрепляли. Это крайне важно, потому что очень немногие могут созидать без рук поддержки. Надо, чтобы как можно больше ангельских крыльев одобрительно похлопывали нас по плечу.
Обновление творческого огня
Нам надо знать, что делать, когда будет потеряна цель, ориентир, когда мы ослабнем. Ведь это неизбежные и естественные реалии. Такое происходит, когда идеи не развиваются, не осуществляются легко, когда мы не очень хорошо с ними работаем. Это часть нормального цикла — когда замысел утратил «свежесть» или мы не способны воспринять его незамутнённым взглядом.
Идти за своей целью человеку помогают интуиция, слух и внутренний голос. Большинство женщин прекрасно могут держаться своей цели, но утратив её, они теряются сами — так перья из перины разлетаются повсюду. Утрата цели означает потерю энергии. Когда это случается, наши метания и попытки обрести её снова — это самая большая ошибка.
Очень ценно, когда есть некий сосуд, в котором хранится всё то, что мы получаем от дикой природы. У женщины может быть дневник, куда она заносят все пролетающие мимо перья. Хранение — решает проблему утраты энергии. Побудьте какое-то время наедине со своими замыслами.
Ваша «уставшая» идея или деятельность способны вновь засиять, если отсечь её некоторую часть. Если срезать погибшие ветви, дерево станет сильнее. Если отрезать стержневую ветвь у определённых растений, они станут ветвистыми и пышными. Когда вы утратили цель, просто сядьте и бесстрастно посидите. Возьмите идею и «покачайте» её в руках. Что-то оставьте, а что-то выбросьте, и она возродится сама. Больше ничего не нужно.
Кларисса Эстес весьма чётко обозначила, что же важно делать для того, чтоб сохранить чистоту потока своего творческого начала:
- достойно принимайте комплименты, наслаждайтесь ими, прогоняйте прочь подобные мысли: «Зря вы так думаете, ведь вы не знаете, сколько ошибок я наделала...»;
- реагируйте. Чтобы созидать, — надо уметь откликаться. Творческое начало подразумевает умение отзываться на то, что происходит вокруг. Это способность находить из миллиона собственных мыслей, чувств, действий те, объединив которые, в едином выражении, отклике, послании, мы передаём мгновение, страсть и содержание;
- станьте дикой. Отпустите свою жизнь на уровне понятий, пускай она свободно течёт и приносит в своих водах всё, что угодно. Не критикуйте всё сразу;
- начните. Вас сдерживает совсем не неудача, а нежелание начать всё сначала. Если вы чего-то боитесь, позвольте, чтобы этот страх выпрыгнул и укусил вас, покончите с ним и идите дальше;
- берегите своё время. Весьма полезны таблички на двери: «Сегодня я работаю и гостей не принимаю. Я знаю, вы думаете, что вас это не касается, — вы ошибаетесь»;
- не останавливайтесь. Если надо, обвяжите себя вокруг стула, письменного стола — привяжитесь к месту своего творчества. Крайне трудно и важно отдавать время своему творческому потоку, не избегать тяжёлых задач, которые неминуемы на пути к мастерству;
- оберегайте, защищайте свою творческую жизнь от всего, что может вызвать чувство душевного голода, от общества, подруг, религии, работы, от своих комплексов. Ограждайте душу от интеллектуального мусора. Если понадобится — покажите клыки.
По материалам книги Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками».
Комментарии