История о том, как кораблекрушение положило начало стоицизму
В 320 год до н.э. финикийский купец потерпел кораблекрушение в Средиземном море, где-то между Кипром и материковой Грецией. В результате он лишился пурпурной краски — необычно дорогого красителя, получаемого из морской улитки багрянки. Вместе с краской он потерял и все свое богатство. Этим купцом был Зенон Китийский, который во многом благодаря этому кораблекрушению годы спустя стал основателем стоицизма.
Отец Зенона тоже был купцом. Из своих путешествий он привозил книги, купленные в греческом городе Афины. Вероятно именно поэтому Зенон после происшествия на море отправился в Афины. Здесь он уселся в книжной лавке и принялся читать об афинском философе Сократе, который учил столетием раньше. Слова философа настолько впечатлили Зенона, что он тут же спросил у книготорговца, где можно найти людей, подобных Сократу. Книготорговец указал на киника Кратета, который как раз проходил мимо лавки, и сказал: «Следуй за этим мужчиной».
Зенон так и поступил. Он пошел вслед за Кратетом, который был ведущим философом того времени, и на долгие годы превратился в его ученика и был несказанно рад тому, какой оборот приняла его жизнь.
«Ты, Судьба, поступила как нельзя лучше, подтолкнув меня к философии», — говорил он. Позднее, вспоминая о потере своего состояния, он скажет: «Кораблекрушение положило начало самому удачному моему путешествию».
Эта история была изложена греческим биографом Диогеном Лаэртским в «Жизнеописаниях и мнениях знаменитых философов» лет через 150 после смерти Зенона. Существует несколько версий этой истории, причем даты нередко противоречат друг другу. Так что никто не знает наверняка, правдив ли этот рассказ или вымышлен.
После обучения у Кратета Зенон обучался еще у ряда ведущих философов того времени, и лишь много позже, в 301 году до н.э., основал собственное учение. Его последователей поначалу называли зенонеями, однако позже они стали известны как стоики, поскольку Зенон выступал с лекциями в Стоа Пойкиле, или «Расписном портике» — колоннаде, которая была расположена в самом центре Афин и украшена сценами исторических сражений.
В отличие от представителей прочих философских школ, стоики следовали примеру Сократа и встречались на публике, где каждый мог их слышать. Стоическое учение в равной мере предназначалось как наиболее образованным, так и самым простым гражданам Афин, а потому считалось чем-то вроде «уличной философии».
Из книги Йонаса Зальцгебера «Стоицизм для нашего времени».
Комментарии