+7 (495) 108 43 39

Маршалл Розенберг: «Обвинения и критика. Kак своими суждениями мы портим себе жизнь»

Маршалл Розенберг: «Обвинения и критика. Kак своими суждениями мы портим себе жизнь»

Маршалл Розенберг: «Обвинения и критика. Kак своими суждениями мы портим себе жизнь»

Маршалл Розенберг: «Обвинения и критика. Kак своими суждениями мы портим себе жизнь»

Один из видов отчуждающего от жизни общения — это использование моралистических суждений, которые подразумевают неправоту или испорченность людей, действующих не в согласии с нашими ценностями. Такие суждения отражены в языке: «Твоя проблема в том, что ты слишком эгоистичен». «Она ленива». «Они полны предрассудков». «Это недопустимо». Обвинения, оскорбления, уничижительные высказывания, ярлыки, критика, сравнения и диагнозы — все это формы суждений.

Суфийский поэт Руми писал:

Есть луг волшебный, что лежит вне круга

Понятий наших о добре и зле.

Ищи его! Там встретим мы друг друга.

Однако отчуждающее от жизни общение загоняет нас в ловушку мира представлений о том, что правильно и что неправильно, — вмир суждений. В этом языке много слов, которые классифицируют людей и их действия, а также вводят дихотомию. Когда мы говорим на этом языке, мы судим других и их поведение, раздумывая о том, кто хороший, плохой, нормальный, ненормальный, ответственный, безответственный, умный, невежественный и так далее.

Задолго до того, как я успел повзрослеть, я научился общаться безличностным способом, который не требовал от меня открывать, что происходило внутри меня. Сталкиваясь с людьми или поступками, которых я не одобрял, я реагировал с позиции того, что они неправильны. Если преподаватели задавали задания, которых я не хотел делать, я считал их «злыми» или «несправедливыми». «Идиот», — думал я, когда кто-то подрезал меня в потоке машин. Говоря на этом языке, мы мыслим и общаемся с позиции того, что, если другие ведут себя определенным образом, — значит, с ними что-то не так. Иногда мы также думаем о том, что не так с нами, если мы чего-то не понимаем или не реагируем так, как подобает. Наше внимание посвящено классификации, анализу и определению уровней неправильности, а не тому, что нам и другим нужно и чего мы не получаем. Таким образом, если моя девушка хочет больше тепла, чем я ей даю, она — «эмоционально зависимая». Если же я хочу больше тепла, чем дает мне она, то она «холодная и бесчувственная». Если мой коллега уделяет деталям больше внимания, чем я, то он — «придирчивый зануда». Если же я переживаю о деталях больше, чем он, то он «небрежный и безалаберный».

Я убежден, что любой подобный анализ другого человека — это на самом деле трагическое выражение наших собственных ценностей и потребностей. Они трагичны, потому что, выражая их в этой форме, мы усиливаем защитную реакцию и сопротивление тех самых людей, чье поведение нас тревожит. Или же, если люди действительно соглашаются действовать в соответствии с нашими ценностями, весьма вероятно, что они делают это из страха, чувства вины или стыда, соглашаясь с нашим мнением об их неправильности.

Мы все очень дорого расплачиваемся, когда люди действуют в соответствии с нашими ценностями и потребностями не от чистого сердца, а из страха, чувства вины или стыда. Если люди учитывают наши ценности из-за внешнего или внутреннего принуждения, рано или поздно мы столкнемся с последствиями уменьшения доброй воли. И те люди тоже платят свою эмоциональную цену: они с высокой вероятностью испытывают негодование или снижение самооценки, когда отвечают нашим потребностям из страха, вины или стыда. Более того, каждый раз, когда другие в своем сознании ассоциируют нас с какимлибо из этих чувств, снижается вероятность того, что они в будущем смогут искренне отвечать нашим ожиданием и ценностям.

Здесь важно не путать ценностные суждения и моралистические суждения. Мы все формируем ценностные суждения относительно того, что для нас важно в жизни. Анализирование других на самом деле выражает наши собственные потребности и ценности. Например, мы можем ценить честность, свободу и мир. Ценностные суждения отражают наши убеждения относительно того, как наилучшим образом служить жизни. Что же касается моралистических суждений, то мы выдвигаем их относительно людей и способов поведения, которые не отвечают нашим ценностным суждениям. Например: «Насилие — это плохо. Люди, которые убивают других, — злые». Если бы нас воспитали в культуре использования такого языка, который способствует выражению сопереживания, то мы научились бы выражать свои потребности и ценности прямо, а не клеймили бы других, когда не получаем желаемого. Например, вместо того чтобы говорить: «Насилие — это плохо», мы могли бы сказать: «Мне страшно, когда насилие используется для решения конфликтов. Я ценю другие способы их урегулирования».

Соотношение между языком и насилием — тема исследований профессора психологии университета Колорадо О. Дж. Харви. Он наугад отобрал фрагменты текстов из литературы многих стран и составил таблицу частотности слов, которые используются для того, чтобы судить людей и классифицировать их. Его исследование показывает высокую корреляцию между частотностью использования таких слов и частотой случаев насилия. Меня не удивляет, что в культурах, где люди мыслят с позиции человеческих потребностей, насилия значительно меньше, чем в культурах, где люди навешивают друг на друга ярлыки «хороших» и «плохих» и считают, что «плохие» должны быть наказаны. В75% телепрограмм, которые показываются в то время, когда у американских детей самая высокая вероятность находиться у телевизора, герой либо убивает, либо хотя бы избивает врагов.

Эпизод насилия обычно является кульминацией сюжета. Зрители, которым внушили, что плохие парни заслуживают наказания, с удовольствием смотрят на насилие.

Корень многих (если не всех) случаев насилия — вербального, психологического или физического, будь то в семье, племени или государстве, — это способ мышления, который ищет причину конфликта в неправильности противника. Из этого проистекает неспособность воспринимать себя или других с позиции уязвимости, то есть думать о том, чтó мы можем чувствовать, чего боимся, к чему стремимся и чего нам не хватает.

Из книги Маршалла Розенберга «Ненасильственное общение. Язык жизни».

Книги из статьи

  • Бестселлер
pictureНенасильственное Общение. Язык ЖизниМаршалл Розенберг
797 руб. 797

Подпишитесь на самое интересное

Первыми узнавайте о новых книгах и новостях издательства. В письмах скидки на книги от 25%.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями обработки персональной информации

Комментарии

Ваш ответ

Имя*
Введите текст сообщения*

комментарии проходят модерацию по правилам сайта

Похожие статьи

picture
Как приручить Закон кармы

Закон Кармы или Закон причины и следствия гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».

picture
Правила любви к себе от Лиз Бурбо

Книгу «Слушай свое тело — твоего лучшего друга на Земле» Лиз Бурбо написала в далеком 1975году, и она стала настолько популярной, что уже много лет переиздается на разных языках.

picture
Правила фиолетового браслета от Уилла Боуэна, автора книги «Мир без жалоб»

Некоторые люди говорят, что они подождут, пока их жизнь наладится, и лишь после этого возьмутся за освобождение от жалоб.

picture
Как вернуться в «сейчас». Правила Экхарта Толле

Немецкий писатель Экхарт Толле о том, как жить без проблем и несчастий, написал книгу «Сила настоящего».

picture
Кризис в отношениях

Когда наступает кризис в отношениях? Кризис в отношениях не возникает сразу, он развивается по определенным стадиям.

picture
Как поднять свою самооценку

Эта статья расскажет, как поднять свою самооценку, основываясь на заботе о себе и любви к себе.

picture
Как перестать защищаться и начать жить

Маршалл Розенберг, автор книги «Ненасильственное общение: язык жизни», более 40 лет участвовал в международных миротворческих миссиях и разрешил тысячи конфликтов меньшего масштаба — в корпорациях, школах, семьях и личных отношениях.

picture
Три вопроса о страхах из книги Лиз Бурбо «Страхи и убеждения»

Небольшая книга «Страхи и убеждения» писательницы Лиз Бурбо в основном посвящена страху — толпы, принятия решений, болезней и взаимоотношений.

picture
Все непросто. Почему мужчинам и женщинам сложно понять друг друга

В 1992 году американский семейный психотерапевт Джон Грэй сделал миру подарок — издал свой первый бестселлер «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».

Популярное в блоге

Смотреть блог
picture
Как реагировать на критику? Ненасильственное общение ©

Действия других могут быть стимулом для наших чувств, но не их причиной.

picture
Как работает наш ум и почему ментальные привычки значимее травматических переживаний

Вероятно, вы не раз слышали от гуру в разных областях о том, что существует сознательный и бессознательный ум.

picture
«Чтобы увидеть битву богов, достаточно заглянуть в собственную душу». Неизвестные цитаты греческих мудрецов

«Если душа обратится к самой себе, она откроет для себя состояние абсолютной и неизменной неподвижности.»

picture
Джон Грэй, автор книги «Дети — с небес», о том, почему не стоит ограждать детей от проблем

Кроме того, что все дети рождаются невинными и добрыми, все они приходят в мир с особыми проблемами.

picture
Как избавиться от навязчивого мышления. Подсказки Экхарта Толле

Если человек придет к врачу и скажет: «Я слышу у себя в голове какой-то голос», его, скорее всего, направят к психиатру.

Смотреть блог