+7 (495) 108 43 39

Принципы и практика дзэн: Пустота и восхищение

Принципы и практика дзэн: Пустота и восхищение

Принципы и практика дзэн: Пустота и восхищение

2020/06/30
Принципы и практика дзэн: Пустота и восхищение

Древнейшая дзэнская поэма начинается словами:

На совершенном Пути [Дао] нет трудностей,

Он просто избегает выбора.

Лишь прекратив любить и не любить,

Можно все ясно понять.

Мельчайшее различие —

И небо и земля разделяются!

Если хочешь получить чистую правду,

Не беспокойся о правильном и неправильном.

Конфликт между правильным и неправильным —

Это болезнь ума.

Суть в том, чтобы не подавлять чувства и развивать спокойное безразличие. Разделение приятного и неприятного или хорошего и плохого — это вселенская иллюзия. Первый принцип даосизма гласит:

Когда каждый признает красоту красивой, возникает уродство;

Когда каждый признает добро добрым, возникает зло.

«Быть» и «не быть» порождают друг друга;

Трудное и простое осознаются друг через друга;

Длинное и короткое противопоставляются друг другу;

Высокое и низкое определяют друг друга…

До и после следуют друг за другом.

Видеть это — значит видеть, что добро без зла — все равно что верх без низа, и что преследовать идеал добра — все равно что пытаться избавиться от левого, все время поворачивая направо. Так вы будете вынуждены ходить по кругу.

Простота заключенной в этом логики искушает еще больше все упростить. Искушение подкрепляется еще и крушением самой заветной иллюзии человеческого ума — уверенности в том, что со временем все может становиться все лучше и лучше. Ведь считается, что иначе человеческая жизнь была бы лишена смысла и мотивации. Единственной альтернативой жизни постоянного прогресса кажется простое прозябание, статичное и мертвое, безрадостное и пустое, ничем не лучше самоубийства. Сама идея этой «единственной альтернативы» показывает, как прочно ум привязан к дуалистическому паттерну, как трудно не думать в понятиях хорошего и плохого или какой-то неясной их смеси.

Однако дзэн — это освобождение от этого паттерна, и его, на первый взгляд, гнетущая отправная точка заключается в осознании абсурдности выбора, самой мысли о том, что жизнь может быть значительно улучшена, если все время выбирать «хорошее». Прежде всего необходимо «почувствовать» относительность и понять, что жизнь не является ситуацией, из которой что-то можно выхватить или от которой что-то можно получить — как если бы это было нечто, к чему приближаются извне, как пирог или бочка пива. Преуспевать — значит терпеть неудачу, в том смысле что чем больше в чем-то преуспеваешь, тем больше потребность продолжать преуспевать. Есть — значит выживать, чтобы чувствовать голод.

Иллюзия значительного улучшения возникает в моменты противопоставления, как при переворачивании с боку на бок на жесткой постели. Поза кажется «лучше», пока ощущается контраст, но вскоре новая поза перестает отличаться от прежней. Тогда человек приобретает более удобную кровать и некоторое время спит спокойно. Однако решение проблемы оставляет в сознании странный вакуум, который вскоре заполняется ощущением другого невыносимого контраста, ранее не замечавшегося и такого же назойливого, как проблема жесткой постели. Вакуум возникает потому, что ощущение комфорта может поддерживаться только в связи с ощущением дискомфорта, подобно тому как глаз видит изображение только благодаря контрастному фону. Добро и зло, приятное и неприятное, настолько неразделимы, настолько идентичны в своем различии — как две стороны монеты, — что:

Красивое — отвратительное, а отвратительное — красивое,

— или, как говорится в одном стихотворении из «Дзэнрин кусю»:

Неприятности — это удача;

Соглашение — это разногласие.

Другое стихотворение выражает это более наглядно:

На закате петух предвещает рассвет;

В полночь — яркое солнце.

Таким образом, дуалистическому мышлению точка зрения дзэн покажется фаталистической, отрицающей свободу выбора. Когда у Мучжоу спросили: «Мы одеваемся и едим каждый день, как нам избежать этого?» — он ответил: «Мы одеваемся; мы едим». «Не понимаю», — сказал монах. «Если не понимаешь, оденься и поешь». Когда у другого мастера спросили, как избежать «жары», он отправил вопрошающего туда, где ни жарко, ни холодно. Когда его попросили объяснить, он ответил: «Летом мы потеем; зимой мы мерзнем». Или, как говорится в одном стихотворении:

Когда холодно, мы собираемся вокруг костра перед пылающим огнем;

Когда жарко, мы сидим на берегу горного ручья в бамбуковой роще.

Но в этой точке зрения нет фатализма. Это не просто покорность неизбежности потения во время жары, замерзания во время холода, еды при чувстве голода и сна при усталости. Покорность судьбе подразумевает кого-то, кто покоряется, беспомощную марионетку обстоятельств, а в дзэн такого человека нет. Дуализм субъекта и объекта, познающего и познаваемого, считается таким же относительным, таким же взаимозависимым и неразделимым, как и любой другой. Мы не потеем, потому что жарко; потение — это и есть жара. Одинаково справедливо сказать, что солнце — это свет благодаря глазам, и что глаза видят свет благодаря солнцу. Эта точка зрения нам незнакома, потому что мы привыкли думать, что сначала возникает жара, и затем, как следствие, тело потеет. Обратное утверждение кажется чем-то удивительным, как если бы мы сказали «сыр с бутербродом» вместо «бутерброд с сыром». Так, в «Дзэнрин кусю» говорится:

Огонь не ждет солнца, чтобы стать горячим,

Как и ветер не ждет луны, чтобы стать прохладным.

Это шокирующее и, на первый взгляд, нелогичное переворачивание здравого смысла, пожалуй, можно объяснить с помощью излюбленного дзэнского образа «луны в воде». Феномен луны в воде сравнивается с человеческим опытом. Вода — это субъект, а луна — объект. Без воды нет и луны в воде; нет ее и тогда, когда нет самой луны. Но как только восходит луна, вода тут же отражает ее образ; и как только проливается мельчайшая капля воды, луна тут же отражается в ней. У луны нет намерения отражаться, как и вода не отражает изображение целенаправленно. Событие одинаково вызвано как водой, так и луной, и как вода раскрывает яркость луны, так и луна раскрывает прозрачность воды.

Отрывок из книги Алана Уотса «Путь дзэн».

Книги из статьи

  • Бестселлер
pictureПуть дзэнАлан Уотс
1 222 руб. 1 222

Подпишитесь на самое интересное

Первыми узнавайте о новых книгах и новостях издательства. В письмах скидки на книги от 25%.

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Комментарии

Ваш ответ

Имя*
Введите текст сообщения*

комментарии проходят модерацию по правилам сайта

Похожие статьи

picture
Как настроиться на медитацию. 10 правил буддийского монаха Бханте Джи

В прошлом столетии наука сделала поразительное открытие: мы являемся частью мира, который мы видим.

picture
Игра жизни. Вы — активная часть Дао

Фрагментиз книги Шеферда Гудвина «Быть в этом мире.

picture
Колин Типпинг, автор «Радикального прощения», о том зачем нам тело и почему мы часто его ненавидим

Очень полезно развить в себе умение сосредоточиваться на тех вещах, которым мы позволяем вытягивать из нас силы и контролировать нас.

picture
Экхарт Толле: «Будьте тотально там, где вы есть сейчас»

Как часто вы напряжены и переживаете стресс? Быть может вы так торопитесь в будущее, что отводите настоящему роль средства для достижения цели? Причина стресса в том, что вы находитесь «здесь», а хотите быть «там»; вы находитесь в настоящем, а хотите быть в будущем.

picture
Почему время — это инструмент и как его грамотно использовать

Люди придаютвремени гораздо больше значения, чем оно того заслуживает.

picture
Внутренняя алхимия Георгия Гурджиева

Во всем, что мы делаем, мы ограничены тем количеством энергии, которое производит наш организм.

picture
Бханте Гунаратана: «Вы понимаете других, потому что поняли себя»

Бханте Хенепола Гунаратана — всемирно признанный писатель и учитель медитации.

Популярное в блоге

Смотреть блог
picture
Избавьтесь от бессознательного. Практики и ключи Экхарта Толле

Когда все в жизни тихо и спокойно, очень важно наполнить сознанием самые ординарные ситуации.

picture
Маршалл Розенберг: «Каждый раз, когда мы что-то говорим, мы чего-то хотим в ответ»

Уверены ли вы, что формулируете свои просьбы осознанно, а значит ясно и понятно другим людям? Нам всем хотелось бы ответить, что да, но на самом деле это не всегда так.

picture
Дипак Чопра о практике не-суждения: «Всегда неси в себе свою тишину»

Один из способов получить доступ к полю чистой потенциальности — практика не-суждения.

picture
Колин Типпинг, автор «Радикального прощения», о том зачем нам тело и почему мы часто его ненавидим

Очень полезно развить в себе умение сосредоточиваться на тех вещах, которым мы позволяем вытягивать из нас силы и контролировать нас.

picture
5 инструментов для личной эволюции от Нила Доналда Уолша

Ближе к 49 годам жизнь радиоведущего Нила Доналда Уолша шла под откос — карьера, семейные отношения и здоровье разваливались.

picture
Творчество — не роскошь, а жизненная необходимость

Что для вас творческая жизнь? Некоторые скажут, что она состоит из идей и озарений, другие, — что она есть свершения.

picture
Правила Вианны Стайбл, создательницы системы Тета-исцеления

Тета-исцеление — одна из самых мощных целительских систем нашего времени.

picture
Книги по психологии отношений между мужчиной и женщиной

Ищете новую любовь? Книги по психологии отношений — то, с чего нужно начать, прежде чем отправляться на свидания.

picture
Ошо: «Если любовь не дает тебе свободы — это не любовь»

Любовь — единственная религия, единственный Бог, единственная тайна, которую нужно прожить и понять.

Смотреть блог