Духовная литература как духовная практика
Чтение обычно не воспринимают как духовную практику. Некоторые духовные учителя вообще сомневаются, что от книг есть какая-то польза. Дзэнское изречение гласит: «Палец, указывающий на луну, не есть луна». Иными словами, мы не можем описать неописуемое — не можем заключить духовный опыт в слова, ни устно, ни на письме.
Помимо того, если мы слишком полагаемся на книги, возникает опасность оказаться в плену у идей и концепций — увлечься изучением карты и совсем утратить связь с ландшафтом. Кроме того есть риск впасть в интеллектуальную гордыню — уверовать, что доступ к сложному эзотерическому знанию каким-то образом выделяет тебя из среды несведущих людишек.
Но все-таки существуют книги, которые опровергают изречение о «пальце и луне». Некоторые книги все же могут сами быть луной — в том смысле, что они транслируют пробужденность. Читатель может пережить эпизод пробуждения в тот момент, когда читает отдельные отрывки или стихи, либо даже постепенно продвигаться к постоянной пробужденности в процессе знакомства с некоторыми книгами.
Вне всяких сомнений есть поэты, которым удается оказывать такое воздействие на людей — например, Уолт Уитмен или Руми. На самом деле поэзия является очень эффективным средством трансляции пробужденности, поскольку заставляет читателя утихнуть и замереть. Стихи нельзя читать так же, как электронную почту или газетную статью — нужно замедлить бег, включить внимание и восприимчивость. В этом смысле чтение поэзии можно считать одной из форм медитации.
И действительно, я знаком с несколькими случаями, когда чтение служило важным фактором постепенного пробуждения. Большинство этих случаев связаны с чтением книг Экхарта Толле, чьи произведения обладают просто поразительной способностью инициировать в читателе пробуждение. Одна женщина, Барбара, рассказала мне о постепенном пробуждении, которое произошло в результате психологического потрясения в сочетании с чтением духовной литературы. Она испытывала чудовищную опустошенность после внезапного крушения брака, который продлился 32 года. Это состояние мучило ее до тех пор, пока незнакомец в книжном магазине не порекомендовал ей книгу Экхарта Толле «Сила настоящего. Практика». Вот как она описала влияние, которое оказала на нее книга: «Я прочла эту книгу от корки до корки тем же вечером, и каждая глава помогала мне глубже понять, что со мной происходит… Книга дала мне направление, куда двигаться дальше. Той ночью я впервые за много недель нормально выспалась». Затем она прочла другие книги Толле, книгу Байрон Кэти, а также некоторые мои работы. Она начала примиряться с крушением брака, научилась видеть чудо и красоту текущего момента — и, в конце концов, обнаружила, что ее мировоззрение и мировосприятие полностью изменились. Вот как она описывает свое нынешнее состояние: «Через пять лет после этого события, которое на тот момент безоговорочно казалось мне «катастрофой» [крушение брака], я пришла к приятию и удовлетворенности. Мир снова пробуждает во мне живой интерес и страсть… меня переполняет чувство благодарности и благоговения. Я безусловно счастлива».
Из книги Стива Тэйлора«Скачок. Психология духовного пробуждения"
Комментарии