Георгий Гурджиев и его путь к сознанию
Георгию Гурджиеву могли бы позавидовать многие. Он давно покинул мир, но его новые книги продолжают появляться на свет и расходятся огромными тиражами. Так и книга «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию» появилась в 2012 году в США и чуть позже в безупречном переводе в России. По сути — это сведенные записи бесед и лекций Гурджиева.
Ранние принадлежат авторству писателя и философа Петра Успенского, а поздние — ближайшей последовательнице Гурджиева Жанне де Зальцман. В этом издании система «Четвертый Путь» впервые изложена детально, со всеми принципами и методами трансформации интеллекта, эмоций и тела.
Откройте книгу и сразу окажетесь на лекции великого мистика. Страница за страницей он будет манить, отталкивать и много раз заставит остановиться и задуматься. Но прежде давайте вспомним, кем в свое время был сам Гурджиев.
Человек с загадочным прошлым
Гурджиева называют загадкой 20-го века. При каждом удобном случае он «напускал туману» и любил запутать последователей. Только дат рождения великого мистика можно встретить, как минимум, три: 31марта 1866, 13 января 1877или28 декабря 1872.
Что известно точно, так то, что родился Гурджиев на Кавказе и под влиянием родного и духовного отцов с детства интересовался тайной бытия. Его одновременно манили религия и наука и постепенно мистик пришел к выводу, что в древние времена существовало некое истинное завершенное знание. Его поиску он посвятил около двадцати лет в экспедициях от Греции и Египта до Центральной Азии, включая Индию, Монголию и Тибет.
Как «наделать шуму» на ровном месте
Во время странствий Гурджиев в совершенстве освоил приемы гипноза, телепатии, а также йогические и суфийские техники. Благодаря им под влияние этого необычного человека попадали почти все, кто был ему нужен, а выбирал он людей состоятельных и интеллигентных.
Если Гурджиеву нужно было произвести впечатление, он с легкостью становился и «индейским факиром», и целителем, и профессиональным гипнотизером, и «профессором-инструктором» оккультных наук. А еще — точно находил зону личных интересов человека и представал ее глубинным знатоком.
При этом Гурджиев всегда оставался загадкой, даже для самых близких людей. Он убедительно рассказывал о себе невероятные факты и мог, например, подтвердить, что по возрасту старше Мафусаила, одного из праотцов человечества, или что прилетел на Землю с отдаленной планеты и знает восемнадцать языков.
Когда Гурджиев прибыл во Францию, ему нужно было привлечь к его Институту гармонического развития человека максимум внимания. Конечно же, он «наделал шума» и в рекламной брошюре института сообщил о 5000 учеников и большом количестве дисциплин. Впрочем, любые выдумки об Институте того стоили.
Путь понимания
Задачей Гурджиева и его Института было помочь людям пробудиться, сломить склонность к внушаемости, которая заставляет подпадать под влияние массового гипноза. Но начнем с того, что Гурджиев выделял четыре состояния сознания. Два низших — это сон и более активное состояние бодрствования, в котором мы проводим оставшуюся часть жизни. Именно его по ошибке называем «ясным сознанием».
Третье состояние — это осознание бытия или самовспоминание. Для большинства мыслящих людей главное препятствие к его обретению состоит в том, что мы думаем, будто уже пребываем в нем и владеем всем, что с ним связано, — индивидуальностью в смысле неизменного «Я», волей, способностью «делать» и так далее.
Четвертое — «объективное сознание». Пребывая в нем человек может воспринимать вещи такими, как они есть. Все великие религии называют это состояние сознания «просветлением», а переход к нему возможен лишь в результате интенсивной работы над собой.
Но вернемся к двум первым состояниям сознания. Состояние сна абсолютно субъективно. Когда мы погружены в сновидения, впечатления из внешнего мира — звуки, температура и ощущения тела преобразуются в субъективные, порой фантастические образы — наши сны.
Бодрствование на первый взгляд на сон не похоже. Мы можем двигаться, разговаривать с другими людьми и так далее. Но если всмотреться глубже, осознаем, что эта ситуация в действительности не отличается от сна. Гурджиев пишет, что положение даже хуже, ведь если во сне мы пассивны, то в бодрствующем состоянии результаты наших действий имеют последствия для нас самих и для окружающих. Но при этом мы не осознаем себя и не можем контролировать свои мысли, воображение, эмоции или сосредоточивать внимание. Мы живем в субъективном мире симпатий и антипатий, приязней и неприязней. Мы не видим реального мира, он скрыт от нас пеленой нашего воображения. Мы живем во сне.
Один из примеров действия этого сознания — войны, которые происходят постоянно. Миллионы «спящих» людей пытаются уничтожить миллионы таких же «спящих» людей. «Мы часто задаемся вопросом, можно ли прекратить войны, — говорил Гурджиев. — Конечно, можно — если бы только люди проснулись. Казалось бы, мелочь — но это одна из самых сложных задач, ведь наш сон навеян и поддерживается всем окружающим миром».
Единственный путь выхода из состояния сна — это создание борьбы внутри себя, а для этого нужно выйти из равновесия. В своем Институте Гурджиев выводил из зоны комфорта жестко, без сантиментов. К примеру, вместо того, чтобы изучать «дисциплины», ученики, а среди них были в основном представители интеллигенции, жили в спартанской дисциплине и много работали физически.
Даже на лекциях и в беседах идеи своего великого знания мистик излагал понемногу, будто оберегая, и все равно умудрялся запутать учеников. Он считал, что научиться ценить идеи можно только путем преодоления трудностей и создавал их последователям всю свою жизнь.
Гурджиев настаивал на том, что изучение себя должно идти параллельно с изучением фундаментальных законов Вселенной, которые одинаковы на всех уровнях. Один из них — Закон Трех, определяющий единство и разнообразие явлений во всей Вселенной. Согласно этому закону, явления любого масштаба, происходящие в любом мире, от молекулярного до космического, являются результатом взаимодействия трех различных и противостоящих друг другу сил.
Первую силу можно назвать «активной», вторую «пассивной», третью — «нейтрализующей». Все три силы одинаково активны и проявляются в своих ролях только в момент пересечения. Мы более или менее способны распознать первые две силы, но третью в большинстве случаев наблюдать не удается.
Поскольку путь Гурджиева — это Путь понимания, о Законе Трех просто знать недостаточно. Нужно научиться обнаруживать его проявление во всех наших действиях и во всем, что мы изучаем. Открывая его проявления в любой сфере деятельности, в том числе, изучая себя, мы получаем доступ к потоку информации, которая была невидна прежде. Как пишет учитель, если бы мы могли видеть проявления трех сил в каждом действии, это означало бы, что мы видим мир как он есть.
Практическое обучение Гурджиев рекомендует начинать с самонаблюдения и самоисследования.
Если осуществлять их правильно, не пытаясь анализировать происходящее, мы осознаем, что спим и используем лишь малую часть себя. Большинство наших возможностей остаются нереализованными, большинство способностей — неразвитыми. Это приводит к пониманию того, что нам нужно измениться. А главное, наблюдая себя, мы замечаем, что самонаблюдение — это и есть способ пробудиться, инструмент, позволяющий изменить себя.
В книге «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию» собраны все известные принципы, составляющие знаменитую систему Гурджиева. Она увлекает с первых страниц, но будьте осторожны, лекции Гурджиева — это совсем не откровение, которое нужно принять на веру, а затем послушно ему следовать. Чтобы вы ни прочли, ничего не воспринимайте буквально. Постарайтесь уловить суть.
По материалам книги Георгия Гурджиева «В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию».
Комментарии