+7 (495) 108 43 39

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Маршалл Розенберг о наблюдении без оценивания

Индийский философ Джидду Кришнамурти однажды заметил, что наблюдение без оценивания — это высочайшая ступень развития человеческого ума. Когда я впервые прочитал это утверждение, в моем сознании промелькнула мысль: «Какая чушь!», и тут я сразу понял, что даю прочитанному оценку. Большинству из нас тяжело наблюдать без осуждения, критики и других форм анализа, особенно когда речь идет о людях и их поведении.

Я со всей очевидностью осознал эту сложность, когда работал в начальной школе, где часто возникали коммуникативные проблемы между педагогическим коллективом и директором. Инспектор школьного округа попросил меня помочь в разрешении конфликта. Сначала я должен был поговорить с коллективом, а затем — с коллективом и директором вместе.

Я начал встречу с вопроса коллективу: «Какие действия директора идут вразрез с вашими потребностями?»

«У него длинный язык», — сразу ответили мне. Я прашивал о наблюдениях, но, хотя выражение «длинный язык» дало мне информацию о том, как учитель оценивал директора, оно не могло описать конкретные слова или действия, которые привели к этой оценке.

Когда я указал на это, вызвался второй учитель: «Я знаю, что он имеет в виду: директор слишком много говорит!» Вместо ясного наблюдения, описывающего поведение директора, я опять услышал оценку того, как много директор говорит. Затем третий учитель объявил: «Он думает, что ему одному есть что сказать». Умозаключения о том, что думает другой человек, — это не наблюдение за его поведением. Когда я это объяснил, вызвался четвертый учитель: «Он хочет постоянно быть в центре внимания». Я заметил, что это тоже умозаключение о желаниях другого человека, и тогда двое учителей выпалили в один голос: «Знаете, на ваш вопрос очень сложно ответить!»

Тогда мы вместе разработали список конкретных действий директора, которые создавали для учителей дискомфорт, и убедились, что в списке нет оценок. Например, директор на педсоветах постоянно рассказывал истории о своем детстве и о войне. В результате совещание иногда затягивалось на лишних двадцать минут. Когда я спросил, пытались ли учителя донести свое недовольство до директора, они ответили, что да, но лишь в виде оценочных суждений. Учителя никогда не упоминали конкретные поступки — например, рассказывание историй из жизни. Они согласились поднять эту тему на совместной встрече.

Стоило ей начаться, и я почти сразу понял, о чем говорили мне педагоги. Вне зависимости от темы директор вмешивался и начинал: «А вот в мое время…» Затем следовала история о его детстве или о войне. Я ждал, пока кто-нибудь продемонстрирует дискомфорт, вызываемый поведением директора. Но вместо ненасильственного общения учителя применяли невербальное осуждение. Кто-то закатывал глаза, кто-то демонстративно зевал. Один из педагогов все время посматривал на часы.

Я терпел это неприятное развитие сценария и наконец сказал: «Никто ничего не хочет сказать?» Воцарилось неловкое молчание. Учитель, первым заговоривший на нашей встрече, собрал все свое мужество, посмотрел прямо на директора и объявил: «Эд, у вас длинный язык».

Как показывает эта история, иногда нелегко отказаться от старых привычек и овладеть навыком отделения наблюдения от оценок. Учителям наконец удалось объяснить директору, какие конкретно его действия беспокоят их. Директор внимательно слушал, а потом спросил: «Но почему никто из вас раньше мне этого не сказал?» Он признал за собой привычку не к месту рассказывать свои истории — и сразу после этого перешел к истории, в которой речь шла об этой привычке! Я перебил его, заметив (добродушно), что он делает это снова. Под конец встречи мы разработали способы, с помощью которых учителя могли мягко дать понять директору, что его истории нежелательны.

Глава из книги Маршалла Розенберга «Ненасильственное Общение. Язык Жизни».

Книги из статьи

  • Бестселлер
pictureНенасильственное Общение. Язык ЖизниМаршалл Розенберг
797 руб. 797

Подпишитесь на самое интересное

Первыми узнавайте о новых книгах и новостях издательства. В письмах скидки на книги от 25%.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями обработки персональной информации

Комментарии

Ваш ответ

Имя*
Введите текст сообщения*

комментарии проходят модерацию по правилам сайта

Похожие статьи

picture
«Три письма» Колина Типпинга и три дня, чтобы простить всё

Концепция Радикального Прощения Колина Типпинга изменила к лучшему жизнь миллионов людей во всем мире, но, как признавал сам автор, остается довольно сложной для полного понимания.

picture
Секреты мышления успешных людей от Джо Витале

Случалось ли вам быть свидетелем того, как человек добивается успеха или совершает какой-либо прорыв, а вы думаете: «Мне такое никогда не удалось бы».

picture
Джон Грэй о том, почему мужчины и женщины ведут себя в стрессовых ситуациях по-разному

Одно из важнейших различий между мужчинами и женщинами состоит в манере поведения в стрессовых ситуациях.

picture
Все непросто. Почему мужчинам и женщинам сложно понять друг друга

В 1992 году американский семейный психотерапевт Джон Грэй сделал миру подарок — издал свой первый бестселлер «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».

picture
Как справиться с обидой без психолога

Слышали совет «отпустить обиду»? Он прекрасен, только не работает.

picture
Писательница, психолог Лиз Бурбо: «Стань тем, кем хочешь быть»

Нам необычайно посчастливилось жить в Эру Водолея, которая несет нам энергию, необходимую для осознания важности быть теми, кем мы хотим быть.

picture
Джон Грэй, автор книги «Дети — с небес», о том, почему не стоит ограждать детей от проблем

Кроме того, что все дети рождаются невинными и добрыми, все они приходят в мир с особыми проблемами.

Популярное в блоге

Смотреть блог
picture
Лучшие книги о йоге

Пять книг обо всем важном и интересном в йоге, о чем вы стеснялись спросить инструктора

picture
Встаньте пораньше! Пришло время воплощать мечты

Как только я приучила себя подниматься рано, мои дни — а вместе с ними и вся моя жизнь — изменились к лучшему. Вернув себе контроль над ситуацией, я стала уверенней и спокойней...

picture
Как не переедать и давать телу только то, что ему нужно

Чтобы узнать это, перед едой остановись на пару секунд и спроси себя: МНЕ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО СЕЙЧАС? Я почти уверена, что на первых порах ты не сможешь адекватно ответить на этот вопрос.

picture
Три принципа диггинга от Вианны Стайбл

О том, как «раскопать» и переработать глубинные убеждения, Вианна Стайбл, основательница метода тета-хилинга, написала отдельную книгу.

picture
Учимся управлять гневом с создателем ННО Маршаллом Розенбергом

Как перестать реагировать на все подряд и вредить самому себе?

picture
Джон Грэй: «Мужчин привлекают женщины, которые умеют получать удовольствие»

«Насвете нет книг, из которых вы могли бы узнать, как найти идеального партнера, но, опираясь на знания, почерпнутые из книг, вы можете выбрать верное направление для поиска партнера.

picture
Путь «хитреца» Гурджиева

Георгий Гурджиев, как и его система, всегда были окутаны ореолом таинственности, даже при жизни великого мистика.

Смотреть блог