15 коротких цитат о дзэн

6/2/19
Blog image

 

«Пусть все будет таким, каким оно есть. Не отделяй себя от мира и не пытайся его упорядочить»

 

 

«Когда тело и ум обретают спонтанность, достигается Дао и может быть понят вселенский ум»

 

 


«Совершенный человек использует свой ум как зеркало. Он ни за что не цепляется; он ни от чего не отказывается. Он получает, но не удерживает»

 

 

«Важное различие между Дао и обычной идеей о Боге заключается в том, что тогда, как Бог творит мир посредством делания, Дао творит его посредством «неделания»

 

 ✽

 

«Нирвана — это образ жизни, являющийся следствием остановки цепляния за жизнь. Поскольку всякое определение есть цепляние, нирвана не поддается определению. Это естественное состояние ума «без цепляния за себя»

 

 

«Дзэн — это освобождение от времени. Ибо если мы раскроем глаза и увидим все ясно, станет очевидным, что нет другого времени, кроме настоящего мгновения, и что прошлое и будущее — это абстракции, не имеющие никакой конкретной реальности»

 

 

«Мир, каким мы его знаем, классифицированный мир, — это продукт ума, и подобно тому, как звук «вода» не является самой водой, классифицированный мир не является настоящим миром»

 

 

«Если обычного человека сравнить с тем, кто во время ходьбы поднимает ноги руками, то даос — это тот, кто научился позволять ногам идти самим по себе»

 

 

«Добро без зла — все равно что верх без низа, преследовать идеал добра — все равно что пытаться избавиться от левого, все время поворачивая направо. Вы будете вынуждены ходить по кругу»

 

 

«Бесцельная, пустая жизнь не означает чего-то угнетающего. Напротив, она означает свободу бесцельно блуждающих облаков и горных ручьев, цветов в недоступных ущельях, красоту которых все равно никто не увидит, и морского прибоя, вечно омывающего песок»

 

 

«Как рыба плывет в воде и не знает о воде, и птица летит с ветром, не зная о ветре, так и подлинная жизнь дзэн не нуждается во вздымании волн, когда нет ветра, в погружении в религию или духовность как нечто стоящее выше самой жизни»

 

 ✽

 

«Если бы язык был достаточным, то за один день можно было бы объяснить Дао. Если он недостаточен, то это время уйдет лишь на объяснение материального существования. Дао превосходит материальное существование. Его невозможно передать ни с помощью слов, ни с помощью безмолвия»

 

 

«Читая сложную книгу, бесполезно думать: «Мне нужно сосредоточиться», — потому что так вы думаете о концентрации, а не о содержании книги. Точно так же при изучении или практики дзэн бесполезно думать о дзэн. Продолжать цепляться за идеи и слова о дзэн — значит, как говорили древние мастера, «вонять дзэн»»

 

✽ 

 

«Дзэн — это, главным образом, путь освобождения для тех, кто овладел дисциплинами общественной условности, воспитания индивида группой. Дзэн — это лекарство от побочных эффектов такого воспитания, от ментального паралича и тревожности, возникающих из-за чрезмерного самосознания»

 

  

«Тело — лишь совокупность элементов, которые соединяются, чтобы образовать его. Когда оно появляется, появляются лишь эти элементы. Когда оно исчезает, исчезают лишь эти элементы. Но когда эти элементы появляются, не говори: «Я появляюсь», — и когда они исчезают, не говори: «Я исчезаю»

 

✽ 

 

«Люди боятся забыть о собственном уме, опасаясь упасть в пустоту, где не будет ничего, за что можно было бы ухватиться. Они не знают, что пустота — это на самом деле не пустота, а реальный мир Дхармы… Ее невозможно увидеть или найти, постичь с помощью мудрости или знания, объяснить словами, ощутить материально или достичь благодаря достойным свершениям»

 

  

«Человеческая ситуация напоминает положение «блох на горячей сковороде». Ни одна альтернатива не решает проблему, потому что падающая блоха вынуждена подпрыгивать, а подпрыгнувшая вынуждена упасть. Выбирать абсурдно, потому что никакого выбора нет»

 

 


«Совершенство дзэн означает совершенное и простое бытие человеком. Различие между адептом дзэн и обычными людьми заключается в том, что последние так или иначе пребывают в конфликте со своей собственной человечностью и пытаются быть ангелами или демонами»

 

 

Из книги Алана Уотса «Путь дзэн»